Государственный земельный надзор
Порядок проведения государственного земельного надзора установлен статьями 71, 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской от 02.01.2015 № 1.
Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Тезисы
ПОЛНОМОЧИЯ РОСРЕЕСТРА
В полномочия Росреестра в лице Управления по Республике Коми входит проверка соблюдения:
требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях.
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА
Государственный земельный надзор осуществляется в форме:
- проведения плановых и внеплановых проверок, которые проводятся в форме документарной и (или) выездной проверок;
- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В рамках деятельности по указанному направлению Управлением совершаются следующие действия:
принятие решения о проведении проверки в соответствии с планом проверки;
подготовка к проверке;
проведение проверки;
подготовка акта проверки.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ
При проведении плановой выездной проверки должностные лица Управления:
1) проверяют документы, удостоверяющие личность и полномочия субъекта проверки;
2) запрашивают имеющиеся документы, подтверждающие возникновение права владения и пользования объектом земельных отношений и иные документы, относящиеся к предмету проверки;
3) осуществляют:
- обмер границ проверяемого земельного участка;
- определение местоположения характерных точек границ проверяемого земельного участка (при наличии технической возможности);
- фотосъемку.
4) устанавливают:
- фактическое использование земельного участка, его соответствие установленному для земельного участка целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенному использованию;
- соблюдение требования о приведении земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- соответствие площади земельного участка площади, указанной в государственном кадастре недвижимости (ГКН) и в правоустанавливающих документах;
- соответствие местоположения характерных точек границ земельного участка сведениям об их местоположении в ГКН (в случае необходимости).
КЛЮЧЕВЫЕ ЦИФРЫ
За 11 месяцев 2016 года инспекторским составом Управления Росреестра по Республике Коми проведено 1015 проверок по соблюдению требований земельного законодательства. Выявлено 264 нарушения требований земельного законодательства.
Основным нарушением требований земельного законодательства является нарушение статей 25 и 26 Земельного кодекса РФ, за которые предусмотрена административная ответственность по статье 7.1 КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
По результатам контрольных мероприятий привлечено к административной ответственности 56 физических лиц и 7 юридических лиц. Наложено штрафов на сумму 900 тыс. руб., взыскано штрафов на сумму 591 тыс. руб.
В отношении лиц, совершивших самовольное занятие земельного участка, применяется ответственность, установленная административным законодательством. Она представляет собой штраф, размер которого будет зависеть от того, поставлен ли участок на кадастровый учет и определена ли его кадастровая стоимость.
Так, если участок стоит на кадастровом учете и определена кадастровая стоимость, штраф будет налагаться в следующих размерах:
- на граждан — 1–1,5% от кадастровой стоимости, но при этом не меньше чем 5 000 рублей;
- на должностных лиц — 1,5–2% от кадастровой стоимости, но в любом случае более 20 000 рублей;
- на организации — 2–3% от кадастровой стоимости, но не менее 100 000 рублей.
Если земельный участок не учтен в базе данных ГКН, кадастровая стоимость не определена, то размер штрафа будет составлять:
- для обычных граждан — от 5 000 до 10 000 рублей;
- для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
- для организаций — от 100 000 до 200 000 рублей.
В целом же механизм применения административной ответственности за самовольное занятие земельного участка выглядит примерно так: при обнаружении госземинспектором факта данного правонарушения выдается предписание об устранении нарушения. Нарушитель обязан прекратить любую деятельность на участке, перенести ограждения, убрать сооружения и т. д. В случае неисполнения предписания составляется протокол об административном правонарушении по статье 7.1 КоАП РФ и налагается штраф в полном размере.
Важно также помнить, что применение административного наказания не означает, что нарушитель избежит других мер ответственности.