Государственная инспекция труда в Республике Коми информирует, что с 1 января 2017 года вступают изменения в сфере охраны труда.
Такие изменения коснутся финансового обеспечения предупредительных мер на травматизм. Приказом Минтруда России от 29.04.2016 №201н «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 г. №580Н "Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" с 1 января 2017 года предъявить к финансированию за счет средств ФСС России можно будет только средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ), изготовленные на территории РФ.
Происхождение СИЗ и материалов подтверждается копиями сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №878.
Таким образом, если к финансированию за счет средств ФСС России будут предъявлены СИЗ, не являющиеся российскими, в возмещении затрат в указанной части со стороны ФСС России будет отказано. При этом само по себе приобретение и использование СИЗ, изготовленных за пределами РФ, не запрещено.
Кроме того, с 1 августа 2017, в соответствии с Приказом Минтруда России от 10.12.2012 №580н, предъявить к финансированию за счет средств ФСС России можно будет только СИЗ, изготовленные из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ.
С 1 января 2017 года необходимо будет руководствоваться новыми санитарно-эпидемиологическими требованиями к физическим факторам на рабочих местах в соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16.
СанПиН, в частности, определены меры, которые должны приниматься работодателем для снижения негативного воздействия на работников следующих физических факторов:
шума и вибрации;
инфразвука, воздушного и контактного ультразвука;
электрических, магнитных и электромагнитных полей;
лазерного и ультрафиолетового излучения;
освещения на рабочих местах.
Вредное воздействие данных факторов может быть выявлено как в процессе осуществления работодателем производственного контроля на предприятии, так и в ходе идентификации и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов в рамках проведения специальной оценки условий труда уполномоченными организациями.
СанПиН 2.2.4.3359-16 по-новому оценивает воздействие на работников электромагнитных полей в производственных условиях. При этом санитарные нормы, касающиеся отдельных физических факторов (например, шума - в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96), продолжат действовать, но с учетом вновь принятых СанПиН. Важно помнить, что соблюдение требований СанПиН является обязательным как для работников, так и для работодателей. Несоблюдение СанПиН влечет привлечением к административной ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда (статья 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №238-ФЗ "О независимой оценке квалификации". Законом урегулированы отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Независимая оценка квалификации - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций. Подтверждать соответствие квалификации положениям профстандарта работнику необходимо потому, что работодатель обязан применять профстандарты в части требований к квалификации работника, выполняющего определенную трудовую функцию, если указанные требования установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ. Предварительно для повышения квалификации работник может быть направлен работодателем на профессиональное обучение. Если же работодатель посчитает необходимым уволить сотрудника, обладающего недостаточной квалификацией, ему необходимо будет провести аттестацию такого работника. Кроме того, следует учитывать и требования Федерального закона от 03.07.2016 №239-ФЗ, которым определены гарантии и компенсации для работников, направляемых на прохождение независимой оценки квалификации. Так, при направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы за ним необходимо будет сохранить: место работы (должность); среднюю заработную плату по основному месту работы. Оплата прохождения независимой оценки квалификации должна будет осуществляться за счет средств работодателя.
С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №348-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям». Этим законом установлено, что работодатель - субъект малого предпринимательства отнесенный к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.). Однако в случае принятия такого решения работодатель должен будет заключить с работником трудовой договор в соответствии с типовой формой, утвержденнойПостановление Правительства РФ от 27.08.2016 №858 «О Типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем – субъектом малого предпринимательства, который относиться к микропредприятиям». В свою очередь, типовой формой трудового договора предусмотрен раздел VI "Охрана труда", в котором должны быть указаны сведения об условиях труда на рабочем месте, о проведении инструктажа по охране труда, о прохождении медосмотров и о предоставлении работнику средств индивидуальной защиты.