Федеральным законом от 02.06.2016 №172-ФЗ существенно изменены правила оформления сделок по отчуждению долей в праве собственности на недвижимое имущество.
Начиная с 02.06.2016, сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежатнотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, и за исключением с 01.09.2016 – сделок по отчуждению земельных долей.
В связи с вышеуказанным до обращения с соответствующим пакетом документов в орган регистрации прав стороны договора по отчуждению доли в праве общей собственности на объект недвижимого имущества должны обратиться к нотариусу для оформления и удостоверения самого договора.
Данное требование не распространяется на те случаи, когда отчуждается доля в праве собственности на объект недвижимого имущества, который принадлежит на праве собственности одному лицу.
При этом согласно ч.2 ст.59 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется.
Согласно статье 163 Гражданского кодекса РФ проверку законности сделки, в том числе проверку наличия у каждой из сторон права на ее совершение, осуществляет нотариус в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности. Согласно статьям 42, 43, 53, 54 и 55 Основ законодательства РФ о нотариате при удостоверении сделки нотариус устанавливает личности сторон, проверяет полномочия представителей, дееспособность физических лиц и правоспособность юридических лиц; проверяет принадлежность данного имущества лицу, его отчуждающему, а также разъясняет сторонам смысл и значение сделки, ее правовые последствия, проверяет, соответствует ли ее содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона.