Межрайонная ИФНС России № 5 по Республике Коми информирует о порядке и сроках урегулирования налоговых споров в досудебном порядке и о вступлении в силу 22 августа 2014 года Федерального закона от 21.08.20144 № 241 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
1.Обжалование актов налоговых органов ненормативного характера,
а также действия или бездействие их должностных лиц
Досудебное рассмотрение налоговых споров направлено на урегулирование спора без обращения в суд и создания благоприятных условий для лиц, чьи права нарушены.
С 01.01.2014 обязательный досудебный порядок обжалования распространяется на все налоговые споры (п.3 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»), то есть, с 01.01.2014 принимается обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налогового органа, а также действия или бездействия их должностных лиц.
Преимущества досудебного разрешения налоговых споров
- отсутствие необходимости уплаты госпошлины и судебных расходов;
- простота оформления и подачи жалобы, позволяет без помощи юристов защищать свои права;
- сжатые сроки рассмотрения (решение по жалобе на действие (бездействие) должностных лиц налоговых органов принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения, остальные – 1 месяц);
- исполнение решения по жалобе в более сжатые сроки в сравнении с судебным порядком;
- отсутствие необходимости участия при рассмотрении жалобы (апелляционной жалобы);
- информация о результатах рассмотрения размещается на официальном сайте www.nalog.ru;
Обжалование действий (бездействия), иных ненормативных актов налоговых органов
Примерами иных ненормативных актов налоговых органов, действий(бездействия) должностных лиц налоговых органов, которые могут быть обжалованы, являются:
- отказ в возврате или зачете налога;
- отказ в предоставлении налогового вычета;
- решение о приостановлении операций по счетам;
- требование об уплате налога, пени или штрафа;
- решение о взыскании налога.
Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.
Виды жалоб
И жалоба, и апелляционная жалоба представляют собой обращение в налоговый орган, если лицо считает, что его права нарушены решением или иным ненормативным актом налогового органа либо действиями (бездействием) его должностных лиц.
Жалоба подается в течение года на вступившие в силу ненормативные акты налогового органа, а также на действия или бездействие его должностных лиц (срок вступления в силу решения составляет один месяц со дня вручения налогоплательщику решения (п. 9 ст. 101 НК РФ), а предметом апелляционной жалобы является обжалование не вступившего в силу решения о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст. 101 НК РФ.
Жалоба (апелляционная жалоба) направляется в адрес налогового органа вынесшего оспариваемое решение, и именно он направит ее в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст.139 НК РФ). Форма жалобы и апелляционной жалобы имеется на официальном сайте www.nalog.ru.
2. 22 августа вступает в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 241 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», устанавливающий порядок досудебного обжалования решений регистрирующих органов и обязательность досудебного обжалования решений об отказе в государственной регистрации.
Основные изменения:
- право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если такое решение нарушает права заинтересованного лица,
- решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке,
- решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган,
-жалоба на решение регистрирующего органа подается в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу,
- жалоба может быть подана в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом,
- если заинтересованное лицо уклоняется от получения решения, срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав,
Жалоба подается:
- в письменной форме, направляется почтовым отправлением,
- в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет»
В жалобе указывается:
-фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
- сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
- наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу.
Подробная информация размещена на официальном сайте www.nalog.ru.