Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
12 сентября 2017

I. Введение

Приехавший в Емву из южной области России гость был огорчён, что не нашел посёлок Пожег, в котором прошло его детство. Евгений Романович предложил ставить таблички на месте исчезнувших населенных пунктов. Идея понравилась, и мы решили попытаться воплотить её в жизнь: установить места расположения, узнать историю становления и исчезновения посёлков и деревень.

Просматривая документы, хранившиеся в районном краеведческом музее, относящиеся к истории района, мы обратили внимание на военно-экономическую справку, где в графе «количество поселений в районе» стояла цифра 102. В переписи населения на 1 января 1960 года насчитывалось 118 посёлков. На сегодняшний день по данным администрации Княжпогостского района - 41 поселение.

Целью данной работы является: составление карты исчезнувших и исчезающих посёлков на территории района.

Для этого нам предстоит решить следующие задачи:

  • сбор исторических сведений о населённых пунктах;
  • изучение и обобщение материалов;
  • привязка исторического материала к конкретным поселениям;
  • размещение этих материалов на сайте ДДТ.

Мы изучили следующие материалы: официальные справки, отчёты, статьи, воспоминания старожилов района. Воспользовались художественной литературой. Просмотрели фотоархив районного краеведческого музея по тематике «Посёлки Княжпогостского района».

II. Основная часть

Глава 1. Населённые пункты по реке Выми

1.1. Посёлки по реке Выми

Самые первые поселения в нашем районе расположены по реке Выми - естественной дороге, протянувшейся на многие километры. Поселения, о которых мы расскажем, возникли в ХХ веке.

В верховье Выми в 30-е годы были образованы и просуществовали до 60-70-х годов такие поселения, как Охотбаза, Синаёль, Комыс, Усть-Коин, Божьюдор.

В 1930 году был образован спецпосёлок Усть-Коин с общим количеством населения 1183 человека. В период становления много было, согласно актам о смерти, русских и татар из Оренбургской области, белорусов. С 1941 года зафиксировано 199 смертей спецпереселенцев эвакуированных из Карелии. В 1931 году образован Божьюдор с населением 1302 человека. Население посёлков составляли крестьяне, высланные из разных, в основном южных, областей России.

Из воспоминаний Козловой Лидии Павловны:

«Осенью, в 1930 году, привезли к нам в деревню Онежье спецпереселенцев, расселили по семьям, мы их не понимаем, они нас. Жили до осени, а к осени их мужики бараки построили. В Божьюдоре, Усть-Коине больше было украинцев, в Ветью - немцев».

В Княжпогостском ЗАГСе хранятся сведения о жителях посёлка Божьюдор. На листе школьной тетради, озаглавленном «умерли в марте месяце в Божьюдоре», приводится список из 21 фамилии (Полушкин Александр, Бородин Яков, Пономарёв Сафон, Долгочева Анна, Костина Анна, Макеев Василий, Портянов Иосиф, Ребрин Фёдор, Звонарев Филат, Алифанов Владимир, Сухов Иван, Борисова Степанида, Костин Иван, Цепляева Анна, Кузнецов Василий, Шевченко Селин, Павлов Гаврил, Кузнецов Спиридон, Степанов Никита, Буданова Евдокия, Вершинина Анна).

О посёлке Охотбаза известно, что там выращивали чёрнобурых лисиц, и эта пушнина шла за границу. Выращивали лисиц те же спецпереселенцы. Если об Усть-Коине и Божьюдоре документов и воспоминаний достаточно, то о других населенных пунктах их крайне мало.

Мещура

Рассказывая о лесозаготовительных населённых пунктах, нельзя не упомянуть о посёлке Мещура, расположенном на реке Ёлва. Спецпосёлок «организован в 1930 году, с количеством семей 307, с общим количеством людей 1405 человек». Возникновение посёлка напрямую связано с переселением в эти края раскулаченных крестьян, большинство из которых и не знали о существовании Коми. К 1940-м годам в посёлке образовали колхоз, о котором рассказал старожил Мещуры Роберт Густавович Квирам: «Коллективное хозяйство насчитывало тогда около 40 лошадей, столько же дойных коров и свиней, не менее 20 телят и 30 - 40 кур. Была своя мельница, 18 га пахотной земли, обширные угодья. Выращивали всевозможные овощи, стояло более 30 парников». До 60-х годов ХХ столетия Мещура была центром, возле которого группировались «спецпереселенческие» и «лагерные» поселения. Такие, как Усть-Коин, Божьюдор, Синаель, Охотбаза Обдыр, Пегыш, Седъюдор (Сьöдъдор), Куимкыдза, Мещура, Пытырью, Настопия, Вомлысюр. Основным видом деятельности, как Мещуры, так и ближайших поселений, были лесозаготовки. В коми деревне Ёвдино, расположенной на правом, самом большом притоке Выми, во время сплава работало от 500 до 600 человек. Весь заготовленный лес из лесопунктов доставлялся в деревню Ёвдино. Там была запань, где собирали лес. Приблизительно с середины мая по август сплавляли древесину по Выми до Княжпогоста.

Из выше перечисленных посёлков функционирует только Мещура, одно из самых красивых мест на территории нашего района, с сосновыми борами, плавными изгибами рек, где проживает 300 человек.

Ветью

Самым крупным посёлком на реке Выми считался Ветью с общим количеством населения в 1888 человек, организованный в 1931 году. Главным занятием для высланных была работа в лесу, заготовка деловой древесины в большом количестве. Очень сложно было освоиться людям на новом месте. Из воспоминаний Гладченко (Краузе) Христины Андреевны: «Привезли в Ветью. Кругом болота и одна охотничья избушка, в которую и поместили маленьких детей».

Из воспоминаний Александра Густавовича Крейль: «Раскорчевывали лес, заготавливали мох, строили землянки и бараки, в которых потом пережили трудную зиму. К физическим трудностям добавился брюшной тиф. Люди падали прямо на дорогах».

Из воспоминаний Коканиной Ульяны Григорьевны: «Когда нас привезли в Ветью, то разместили в бараке, где нары были из трёх досок. Мыс мамой на сундуке спали сидя, а отец и сестра работали в лесу, они спали на досках. Лес нас пугал, мы из степной полосы, и нам всё было дико. Не видели ни грибов, ни ягод. Часто были отравления грибами (не знали, какие из них съедобные). Посёлок рос вдоль реки Выми и в глубь леса. Было построено много бараков, скотный двор с конюшней, баня, магазин, школа-семилетка, больница. В 1947 году в посёлке был открыт детский дом, в 1954 году – интернат».

В 1970 – 1980-х годах в посёлке имелись отделение связи, клуб, неполная средняя школа, ясли-сад, промтоварный и продуктовый магазин, фельдшерско-акушерский пункт, лесничество, отделение сбербанка, паромная переправа. До 1992 года существовало авиасообщение, летали вертолёты, самолеты «АН-2». Для нужд лесозаготовок была построена узкоколейная железная дорога в сторону Удорского района, по которой вывозили лес для сплава по Выми. До 2000 года в посёлке было 6 улиц (Школьная, Центральная, Нагорная, Вымская, Пролетарская, Нижняя). Основным предприятием было подразделение УФСИН России по РК, заготавливали лес. К 2000 году предприятие прекратило своё существование. В настоящее время в посёлке прописано 59 человек. Фактически проживает меньше.

Турья

Туръя - старинное коми село, расположенное на реке Выми. Буквально в 3 км от села стоял посёлок лесозаготовителей Брусничный, далее шли Мича- Ласта и Пожем. Материалов о них почти не сохранилось.

Мича-Ласта

Находилась близь села Туръя в 26 км по реке Пожег. Об этом поселке известно из актов Княжпогостского ЗАГСа. За период с 13 июня 1940 по 17 сентября 1941 года умерло 33 человека. 30 человек умерших поляки. 1 – белоруска, 1- украинец, 1- русская из участка Елпи. Согласно документам проживающие были зарегистрированы в Миче-Ласте с марта 1940 года.

1.2. Национальные села и деревни по реке Выми

В основном национальные (коми) населенные пункты располагались вдоль реки. Но исторические сведения о них весьма скудные. Мы постарались установить названия деревень: Елва, Керос, Весляна, Катаевка, Кыдздин, Кони, Пожиг, Туръя-Керос, Туръя, Жигановка, Катыдпом, Гортшор, Козловка, Онежье (ТуръяЫб), Куавидз, Луг, Тула (Отла), Кокпом, Ягпом, Анюша, Петкоя, село Шошка, Кыркотш (Керос), Кыркотш, Злоба, Сьодшырья, Раковица (Рак), Княжпогост (Вейпом, Йорос, Удор), Половники, Кошки, Политовка, Часадор, село Серёгово, д. Ляли. Об истории коми поселений планируется отдельная работа.

https://www.high-endrolex.com/43