Вопросы безопасности на дорогах – приоритетны для ГИБДД, ведь ежегодно в различных ДТП Россия теряет тысячи своих граждан.
Причина высокой аварийности в России, как говорят эксперты, человеческий фактор. Усталость – многие водители засыпают за рулем и теряют концентрацию при длительном следовании, несоблюдение банальных правил дорожного движения, неуважение к другим участникам движения – все это становится причиной того, что цифры по дорожно-транспортным происшествиям выглядят порой ужасающе, особенно, если учесть сезонность аварий с участием детей, число которых в летний период достигает своего пика.
АВТОБУСНЫЙ ТУР
Поездки в летний лагерь или на праздничные мероприятия, школьные экскурсии – все они требуют организации перевозки группы детей. Правила для нее установлены Минтрансом России. Они начинают действовать, если в салоне автобуса находится больше 8 детей, а само транспортное средство в момент перевозки не является маршрутным. Однако если детей сопровождают родители, которые не исполняют в этот момент роль воспитателя или медицинского работника, то Правила перестают действовать, а вся ответственность за безопасность ребят переходит на их родителей.
Мы знаем, насколько важно для детей хорошо отдохнуть летом, набраться сил, положительных эмоций и впечатлений. Особое внимание мы уделяем безопасности доставки детей к месту отдыха, отдавая предпочтение транспортным компаниям, давно зарекомендовавшим себя на этом рынке, имеющим хорошие отзывы, проверяем всю документацию, лицензии перевозчика с нашей и встречающей стороны.
К сожалению, практика показывает, что уже на этапе поиска автобуса встречаются первые проблемы. Стремясь сэкономить, организаторы обращаются к водителям- «частникам». Но именно они чаще всего нарушают правила дорожного движения и правила перевозки детей. Кроме того, такой водитель, в отличие от работника транспортной компании, не контролирует технического состояние автобуса и освобожден от прохождения медицинского осмотра.
Взрослым стоит задуматься, выбирая транспорт для детей, обращаться в специализированные пассажирские предприятия, которые имеют свою тех базу, машины. Надо выбирать компанию, которая занимает на рынке в регионе серьёзную долю, чтобы они чувствовали ответственность.
После определения ответственного перевозчика, заключения договора фрахтования, определения маршрута приходит время уведомления о перевозке детей Госавтоинспекции. Для небольшой группы достаточно сообщить инспекторам о поездке, если же группа большая и состоит как минимум из 3 автобусов, то необходимо оформление заявки на сопровождение автомобилями ГИБДД.
Требование начало действовать с января 2017 года. В то время как уже в мае 2016 года вступили в силу поправки в КоАП, которые ужесточили ответственность за нарушения правил перевозки организованных групп детей. Во-первых, штрафы были распространены не только на водителя, но и на должностных и юридических лиц. Во-вторых, они были существенно увеличены: для водителя до 3 тысяч рублей, для должностных лиц - до 25 тысяч рублей, а для юридических лиц - до 100 тысяч рублей. При этом нарушениями правил перевозки являются не только превышение скоростного режима, но и отсутствие договора фрахтования, программы маршрута, списка детей и сопровождающих их взрослых.
Кроме того, впервые была введена административная ответственность за перевозку детей в ночное время. За такое нарушение водителя ждет штраф в 5 тысяч рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев, должностное лицо может заплатить 50 тысяч рублей, а юридическое - 200 тысяч рублей.
Как пояснил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, в ближайшем будущем систему перевозок детей ждут и другие реформы. Всего в соответствии с утвержденным Председателем Правительства планом совершенствования нормативных документов по снижению смертности населения от дорожно-транспортных происшествий Минтрансом были подготовлены 5 проектов федеральных законов. Они внесены в Правительство, подписаны 3 предусмотренных планом проекта.
Кроме того, в марте 2016 года утверждена концепция организации перевозок групп детей автобусами и план ее реализации, включая рекомендации по обеспечению безопасной эксплуатации школьных автобусов.
Минтрансом России ведется работа по вопросу введения лицензирования перевозок пассажиров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе перевозок детей школьными автобусами.
Если рассматривать статистику происшествий детально, можно отметить, что одной из самых частых проблем на дорогах России является несоблюдение очередности проезда – из-за такого нарушения произошло почти 30 000 ДТП за год, в которых погибли около 1292 человека и ранены были 41353 человека.
В числе нарушений также несоответствие выбранной скорости имеющимся условиям движения, неправильный проезд пешеходных переходов, неверный выбор дистанции, а также выезд на полосу встречного движения и, конечно же, несоблюдение правил перевозки детей.
Больше половины пассажирских перевозок внутри страны завязаны на автобусах, за рулём которых работает почти 3 миллиона человек, именно от их работы, в первую очередь, зависит безопасность поездки. Неправильный выбор дистанции, нарушение правил проезда пешеходных переходов или превышение скорости на плохой или мокрой дороге – 70% случаев. Именно эти ошибки водителей автобусов приводят к дорожно - транспортным происшествиям. От того, выспался ли человек за рулем, насколько он внимателен и опытен зависят жизни пассажиров, в нашем случае- детей. Конечно, ответственные родители, организаторы детских поездок должны проверять водителей, которым они доверяют самого дорогого в их жизни человека на соответствии профессиональным требованиям и опыта. Но было бы намного надежнее, если бы безопасность детских автоперевозок также находилось под более строгим контролем администрации перевозчиков.
Ежегодно сотрудники ГИБДД проводят для юных инспекторов движения массовые мероприятия по правилам дорожного движения, такие как Всероссийский конкурс ЮИД «Безопасное колесо», специализированные смены ЮИД в детских оздоровительных лагерях, проходящие как на всероссийском, так и на региональном уровне.
Через этот неформальный вид объединения Госавтоинспекция пытается научить детей, а также и тех, кто находится рядом с ними, правильному «дорожному» поведению.
Одно из важнейших направлений работы Госавтоинспекции – это содействие педагогам в обучении детей правилам поведения на дорогах. Сегодня ведется работа по совершенствованию преподавания основ Правил дорожного движения во всех образовательных организациях, в том числе и дошкольных, всё больше начинают обучать не только теории, но и практике. Ведь у ребят навыки применения полученных знаний с учётом сложного городского движения, массы отвлекающих моментов, неправильного поведения взрослых – очень слабы. Поэтому мы нацелили воздействие на детей дошкольного возраста, начальных классов.
Для детской безопасности нужно обязательно предусматривать тротуары вдоль дорог, увеличить места переходов для пешеходов. Водители транспорта, которые перевозят детей обязательно должны использовать ремни безопасности, детские кресла.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ВОДИТЕЛЕ
И действительно, что касается детей-пассажиров, тут ответственность лежит именно на водителях. По установленному законодательству дети в возрасте до 12 лет должны перевозиться в машинах исключительно в удерживающих устройствах и обязательно пристегнутыми. Подростки старшей возрастной группы обязаны быть пристегнуты ремнями безопасности при передвижении в автомобиле. При этом, даже несмотря на довольно-таки внушительные штрафы, многие пренебрегают такими правилами и перевозят ребят без какой-либо фиксации. И в момент ДТП такая безответственность заканчивается крайне плачевно. Переломы рук и ног – не самые страшные последствия. При ударе нежные кости и хрящи шеи малыша, черепные кости и внутренние органы разрываются, ломаются и рвутся очень быстро. Кроме того, ребенок легко может удариться головой и получить серьезную травму мозга, когда его начнет бросать по машине.
И стоит задуматься – нужно ли рисковать самым дорогим, что есть в жизни - или проще потратиться на автокресло и перевозить маленького пассажира по правилам.
Инспектор по пропаганде БДД Александр Бобровский