Мы продолжаем публикацию работы учащейся ДДТ Анастасии Литус и ее руководителя Раисы Ивановны Литус
Глава 2. Посёлки по железной дороге
Иванов Иван Иванович, работавший в 1951-1953 годах помощником машиниста, водивший паровозы от Микуня до Сосногорска, называет следующие станции: Чуб, Сордью, Муська, Княжпогост, Ракпас, Тракт, Весляна (Чернореченский), Таёжный, Синдор, Белки, Иоссер, Крепёжная (Ропча), Тиманский, Чиньяворык.
Чуб
Первый посёлок на территории Княжпогостского района по железной дороге. Одно название Чуб распространялось на три посёлка: первый Чуб - это железнодорожная станция; от неё в 700-800-х метрах располагался основной посёлок, где находились контора, медпункт, детский сад, восьмилетняя школа; в 3 км от него – третье поселение, к которому была подведена узкоколейка для вывозки леса на станцию. Основная деятельность – лесозаготовка.
Из воспоминаний Берилло Евы Парфеновны:
«Приехала в посёлок 19-летней в 1948 году. Жили поначалу там, где станция, в вагончиках; где живу сейчас, всё зона была. Сидели большинство осужденные на 25 лет. С Украины было много, из Белоруссии. Мы в зону ходить боялись, хотя и могли. Заключённые занимались лесозаготовкой, недалеко от зоны был участок, там и заготавливали лес. Бараков в зоне было много: 12-15 и все длинные, 20-30 метров».
Сордью
Так назывался 2-й посёлок по железной дороге Москва – Воркута. Как и Чуб, он закрыт.
Муська
От этого населенного пункта осталась только железнодорожная станция. Ранее здесь располагалась площадка для погрузки деловой древесины в железнодорожные вагоны.
Тракт
Поселение Тракт возникло, когда прокладывалась одноколейная железная дорога. Вокруг этого места уже существовали небольшие посёлки: в 4 км - Нижний, в 1,5 км - Опара. Чуть дальше - местечки Ближний Ручей и Дальний. Все эти поселения к 60-м годам ХХ столетия исчезли. Все жители были переселены в Старый Тракт.
В 1944 г. был образован Трактовский лесопункт Кылтовского леспромхоза. Таким образом, в посёлке главными профессиями были лесоруб (вальщик) и железнодорожник. Основная работа была связана с заготовкой леса. Этим занимались мужчины. Бензопилу «Дружба» весом около 5 кг надо было всю смену держать в руках, и не просто держать, а валить лес. Зимой по пояс в снегу, летом при тучах комарья, и оводов. Работа сучкоруба тогда считалась женской. Есть стихотворение поэта Дмитрия Фролова, посвященное маме, которая в свое время и работала в лесу.
Тракт был большим поселением, в период наивысшего рассвета насчитывал до 5 тысяч жителей. Он делился на Старый и Новый. Надо сказать, что Тракт неофициально считался немецким поселком из-за большого количества немецких семей. Не считая м. Ачим, больше нигде в районе не было такой концентрации людей этой национальности, как в Тракте. Строгая планировка улиц, случайная или преднамеренная, бросается в глаза гостям Тракта. К концу 80-х годов ХХ столетия многие немецкие семьи уезжали в Казахстан, затем в Германию. В 90-е годы выехали из посёлка на свою историческую Родину большинство немецких семей.
Официальная статистика жителей пгт. Тракт:
- 1956г. - 3400 человек;
- 1967г. - 5600 человек;
- 1975г. - 2800 человек;
- 1980г. - 1800 человек;
- 2007г. - 1300 человек;
- 2017г. – 630 человек.
В 60-70-х годах ХХ столетия Тракт был посёлком городского типа. Всего таких поселков было три: Тракт, Железнодорожный, Вожаель.
Лемью
Из воспоминаний старожила Владимира Фёдоровича Горожанкина: «Посёлок был расположен на берегу реки Лемью, притока Вишеры. Он начал строиться в 1956 году в 30 км от Тракта. Основная работа была в лесу на лесозаготовке. К посёлку подходила узкоколейная железная дорога, по которой вывозили лес к Тракту. В Лемью была восьмилетняя школа, детский сад, два магазина, клуб, своя пекарня, подсобное хозяйство. Официально посёлок закрыт 2004 году».
Опара
На месте этого посёлка кроме заросших могил спецпереселенцев немцев Поволжья и впадин ничего нет. Сюда ходят за грибами и ягодами жители Тракта, по привычке называя это место Опарой.
Вожаель
Станция Весляна (поселок Чернореченский) - функционирующий посёлок. Рядом расположен знаменитый Вожаель, о котором, пожалуй, знают и за пределами республики. Вожаель был центром Устьвымстроя, и все лагпункты по заготовке леса подчинялись именно ему. Когда-то посёлок городского типа, на сегодняшний день насчитывает менее 100 человек. Оставшиеся жители посёлка ждут квартиры по переселению. Возник посёлок, как спецпереселенченский.
Из любительской поэмы Константина Георгиевича Просвирова, фронтовика, учителя математики Вожаельской школы, 1921 года рождения, привезённого в 1930 году на берег реки Весляны вместе с родителями из Волгоградской области.
Нет на карте района и таких крупных посёлков, как Брагино, Зимка, Царм, которые находились вблизи Вожаеля.
Сохранились воспоминания В. В. Виноградова, относящиеся к периоду 1942-1949 годов: «Зимка была в то время зона, состоящая из деревянных, заглубленных в землю бараков, крыши которых начинались чуть ли не с уровня земли. Цех углежжения располагался на открытом воздухе. Здесь делали древесный уголь. Формировали и обжигали кирпич. Был и гончарный цех, где производили различную посуду: миски, кружки, простенькие декоративные вазочки, штамповались глиняные куклы-игрушки. В цехе ширпотреба изготовляли вешалки и другие бытовые товары».
Брагино находилось в 6 км от реки Весляны, по которой летом сплавляли лес. Занимались в нём исключительно заготовкой древесины вначале заключенные, затем и вольные жители.
За Зимкой находились ЦРМ - центральные ремонтные мастерские.
Белки
В поселении располагался сельскохозяйственный лагпункт. В настоящее время не существует.
Иоссер
Расположен в юго-восточной части Княжпогостского района Северной железной дороги на участке Котлас - Воркута. Название поселения предположительно происходит от ненецкого слова есер - «низменное сырое место по берегу реки, покрытое озерками и небольшими болотами». Иоссер находится на берегу одноимённой реки. В нём было оборотное депо. Паровозы загружались углем, заправлялись водой, проводился их профилактический осмотр. Поезда из п. Микунь совершали манёвры, и возвращались к месту назначения, таким же образом возвращались к месту назначения из Сосногорска. В депо работало около 200 человек. Долгое время вся социальная структура была на содержании Северной железной дороги. Работал дом отдыха для сменяющихся локомотивных бригад, круглосуточная столовая для железнодорожников, школа.
Знаменитый писатель Сергей Довлатов, служивший в те времена сержантом конвоя, упоминает Иоссер в своей знаменитой «Зоне». В рассказе «Офицерский ремень» одной из последних его книг «Чемодан» идёт речь о конвоировании заключенного из Малиновки в Иоссер.
Малиновка
В справочнике Топонимия РК. Словарь - справочник, сост. А. П. Афанасьев, даются сведения о возникновении поселения в 1956 году. По тем материалам, которыми располагаем мы, поселение возникло значительно раньше, вероятнее всего у него не было названия, так как располагалось в 3 км от Иоссера и имело просто номер лагпункта.
Из воспоминаний Веры Константиновны Занде: «Приехала в Иоссер к семье матери из г. Горький в августе 1941 года. Поселили меня в будущей Малиновке. Располагался здесь смешанный лагерь: 3 мужских и 2 женских барака. Проработала телефонистской в Малиновке всю войну.»
Вдоль центральной улицы посёлка размещалось большинство строений. Промышленная зона занимала довольно большую площадь. Сплавленный по рекам Тобысь, Вис, Иоссер лес вытаскивали бревнотасками.
В отличие от Иоссера, основная функция которого была железнодорожная, Малиновка являлась лесопромышленным поселением. Здесь располагался крупный лагерь, для охраны служил целый батальон внутренних войск. В 1986 году Малиновку закрыли. Кроме Малиновки к Иоссеру относился п. Верхне-Веслянский, который находился в 17 км от Иоссера.
Ропча
Поселок Ропча, станция Крепёжная. Поселение расположено на р. Ропча, правом притоке р. Весляны. Ропча находится в 10 км от Иоссера. Это был большой лагпункт с подкомандировками.
Из воспоминаний Подковыриной Веры Александровны: «Приехала в Ропчу с мужем в феврале 1940 года, зона только образовалась. Муж служил в Устьвымлаге. Люди жили в палатках: и мужчины, и женщины. Железной дороги еще не было. Была проложена узкоколейка. Все поселенцы работали на лесоповале. В 1946 году произошло разъединение колоний на женскую (которая была на Белом озере, на левом берегу), и мужскую. В 1950 году женщин отправили в Верхневеслянский совхоз, а мужчин на шестую подкомандировку».
Воспоминания Фастовой Лидии Васильевны:
«В подсобном хозяйстве лагеря насчитывалось 115 коров, 3450 свиней, 15 лошадей. Даже по таким данным, как три тонны хлеба, выпекаемые в день, можно представить численность населения посёлка. Лидия Васильевна рассказывала, как она девушкой зимним холодным вечером сошла на станции Крепёжная: думала – в город большой попала, огни кругом, светло. А утром вышла на улицу и взглядом упёрлась в высокий забор. Финские домики в три ряда за забором – вот и вся Ропча тех лет».
Романова Валентина Никаноровна вспоминает:
«Клуба в посёлке, ещё не было, да и радио было не у всех. Часто ходили в гости, больше общались друг с другом. Пожалуй, единственным досугом были концерты, которые устраивались силами заключенных. Выступали певцы, танцоры, чтецы. Часто приезжали агитбригады из других зон. После концертов устраивали танцы под граммофон».
Вспоминает Мурзаева Вера Ильинична:
«В первый год существования посёлка там были только бараки для 300 заключённых и дома для обслуги и охраны зоны. Посёлок окружали лагпункты, одним из которых был Озёрный, расположенный в 50 километрах от Ропчи. В конце 80-х посёлок закрывается. Одних людей переводили в Ропчу, другие выезжали за пределы РК. В настоящее время посёлок Озёрный не существует, дорога туда заросла и разрушилась, и мало кто из жителей Ропчи знает и помнит, что был такой посёлок».
Месью
Посёлок Месью расположен на Тиманском кряже, своё название берет от одноимённой небольшой речки. Возник посёлок как сельскохозяйственный лагпункт.
Из воспоминаний Кичигиной Серафимы Изотьевны:
«Заключенных в Месью было до 3 тысяч человек. Выращивали привычные для севера сельхозпродукты: картофель, турнепс, капусту, овёс, горох. На территории посёлка находились коровник, свинарник на 500 голов, конюшня - рабочих лошадей 75-80, было тепличное хозяйство, теплицы отапливались. Большинство продукции отправлялось на север»
Тиманский
Начинал свое существование в 50-е годы ХХ века. В 1980-х годах был закрыт. Небольшой леспромхозовский посёлок располагался по обе стороны железной дороги. Основная работа - валка леса. Была в посёлке начальная школа, детский сад, клуб, библиотека, медицинский пункт. В 3-х км от посёлка находилось озеро - местная достопримечательность. Уже после закрытия посёлка некоторое время существовала железнодорожная станция Тиманская, но и она впоследствии была закрыта.