Специальная оценка условий труда – вопросы и проблемы.
Статьей 37 Конституции РФ закреплено право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Для обеспечения данного права, в соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ (далее – Федеральный закон №426-ФЗ), проводится специальная оценка условий труда, которая заменила собой аттестацию рабочих мест.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов, по ее результатам устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
С целью обеспечения безопасных условий труда Трудовым законодательством установлена обязанность работодателя о проведении специальной оценки условий труда не реже чем один раз в пять лет в соответствии с Федеральным законом №426-ФЗ.
По результатам проведенной специальной оценки условий труда на каждое рабочее место, подлежащее данной процедуре, оформляется «Карта специальной оценки условий труда», в которой содержатся сведения, установленные экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также классы (подклассы) условий труда и все полагающиеся гарантии (компенсации) в связи с проведенными исследованиями (испытаниями) и измерениями идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов.
На практике применение таких, казалось бы, простых норм вызывает достаточно много проблем, работники зачастую выражают свое несогласие со сведениями, включенными в «Карты специальной оценки условий труда» в части необходимости прохождения медицинских осмотров.
Вместе с тем, в строке «Проведение медицинских осмотров» должны быть указаны только те гарантии (компенсации), основанием для предоставления которых являются вредные (опасные) условия труда, определенные по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте, в отношении которого оформляется «Карта специальной оценки условий труда».
Оформленная «Карта специальной оценки условий труда» не отменяет действие Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятыхна тяжелых работахи на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
После проведения специальной оценки условий труда с соблюдением всех процедур регламентированных законодательством о специальной оценке условий труда работодатель в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона №426-ФЗ обязан подать в территориальный орган федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – Декларация).
Форма и порядок подачи декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 №80н. В практике не редко встречаются проблемы понимания работодателями подачи данной декларации. Многие работодатели считают, что декларацию обязаны подавать организации, проводящие специальную оценку условий труда, вместе с тем Приказом Минтруда России от 07.02.2014 №80н, обязанность в подаче декларации не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда закреплена именно за работодателем.
Несоблюдение работодателями порядка проведения специальной оценки условий труда, влечет за собой административную ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении должностных лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, в отношении индивидуальных предпринимателей - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Нарушение порядка подачи декларации не относится к порядку проведения специальной оценки условий труда и влечет за собой административную ответственность согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении должностных лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, в отношении индивидуальных предпринимателей - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Добросовестные работодатели, которые осуществляли аттестацию рабочих мест по правилам ранее действующего законодательства, имеют право на переходный период. Если работодатель произвел аттестацию рабочих мест до 1 января 2014 года по нормам ранее действовавшего законодательства, то он освобождается от проведения специальной оценки условий труда, на период истечения сроков произведенной аттестации рабочих мест, но не более чем до 31 декабря 2018 года.
Таким образом, добросовестные работодатели могут учитывать результаты ранее проведенных аттестаций рабочих мест для требований новых законодательных норм и использовать их результаты для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и пр.
Стоит обратить внимание, что органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, с наступлением 2019 года, начнут работу на предмет соблюдения работодателями закона о специальной оценке условий труда.
Статью подготовил Государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборов Максим Александрович.