В связи с началом деятельности 01.11.2018 регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Республики Коми Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее по тексту - Служба) обращает внимание на следующее.
С 01.11.2018 в Республике Коми плата за обращение с ТКО из платы за содержание и ремонт жилого помещения переведена в состав платы за коммунальную услугу.
В соответствие с пунктами 148 (3) - 148 (4) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354) исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (МКД) могут выступать управляющая организация; товарищество или кооператив; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья осуществляющие управление МКД, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 1 статьи 157.2 и в части 2 статьи 164 ЖК РФ.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан заключать с региональным оператором по обращению с ТКО договоры на оказание услуг по обращению с ТКО (часть 12 статьи 161 ЖК РФ, подпункт "б" пункта 148 (22) Правил № 354).
На основании вышеизложенного:
1) уклонение от заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором со стороны управляющих организаций является нарушением лицензионных требований, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей;
2) с 01.11.2018 начисление и предъявление платы за обращение с ТКО в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения со стороны управляющих организаций будет являться нарушением лицензионных требований (неисполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом).
В случае, если управляющая организация ранее установленную договором управления плату за вывоз ТКО не исключит из размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД и предъявит к оплате собственникам(нанимателям) жилых помещений, то такие действия исполнителя услуг будут расцениваться Службой как нарушение лицензионных требований, с привлечением виновных должностных лиц управляющих организаций к административной ответственности. Соответствующее указание направлено в территориальные органы Службы - Государственные жилищные инспекции.
По информации, поступающей в распоряжение Службы, ряд «недобросовестных управляющих организаций» намерены оставить в тарифе за содержание и ремонт жилого помещения плату за вывоз ТКО, объясняя это тем, что управляющая организация несет расходы по содержанию, уборке контейнерных площадок, ремонту контейнеров, а так же тем, что собственники помещений в многоквартирном доме имеют право снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения только по решению общего собрания путем исключения данного вида расходов из калькуляции работ по договору управления.
Служба предостерегает, что данные выводы являются недопустимыми и не отвечают требованиям действующего жилищного законодательства, нормы ЖК РФ и принятые подзаконные акты имеют прямое действие, аналогичные разъяснения содержатся в письме Минстроя России от 22.02.2017 № 5554-АТ/04 «По вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами».
На основании вышеизложенного, в целях недопущения нарушений жилищного законодательства, законных прав и интересов граждан (собственников помещений в МКД) Служба считает необходимым должностным лицам органов местного самоуправления курирующих вопросы ЖКХ:
1) на еженедельных совещаниях с представителями ресурсоснабжающих, управляющих организаций, ТСЖ, довести информацию Службы до сведения указанных лиц, а также путем размещения на официальном сайте органов местного самоуправления;
2) при подготовке конкурсной документации по выбору управляющей организации на управление МКД, учитывать указанные изменения в структуре платы за жилое помещение и обязанность управляющей организации по заключению договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.