Новые требования в отношении сделок
с недвижимостью в электронном виде
Федеральным законом от 02.08.2019 №286-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были существенно изменены правила осуществления государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, на основании заявления, представленного в электронной форме.
В частности внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которыми установлено, что государственная регистрация перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, может быть осуществлена на основе заявления, представленного в электронной форме и подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью только при наличии в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) записи о возможности такой регистрации.
Соответствующая запись вносится в ЕГРН на основе заявления, подаваемого в орган регистрации прав в форме документа на бумажном носителе посредством личного обращения или почтового отправления.
Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, может быть представлено как в отношении одновременно всех объектов недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН за физическим лицом, так и в отношении любого из них.
Отсутствие записи о возможности регистрации отчуждения недвижимости на основе документов, подписанных электронной подписью, будет являться основанием для возврата заявления, поданного в электронной форме, без рассмотрения.
Вместе с тем, отсутствие в ЕГРН указанной записи, не препятствует осуществлению государственной регистрации прав на основании заявлений, представленных:
1) органом государственной власти или органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных статьей 19 Закона 218-ФЗ, например, когда право возникает на основании акта органа власти или сделки, заключенной с органом власти;
2) нотариусом - при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия;
3) сторонами договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием информационных технологий взаимодействия кредитной организации с органом регистрации прав в соответствии со статьей 18 Закона №218-ФЗ;
4) сторонами договора об отчуждении объекта недвижимости, если соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы в форме электронных документов и (или) электронных образов документов подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, квалифицированный сертификат ключа проверки которой выдан федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Погашение записи о возможности регистрации на основании документов в электронной форме будет осуществляться на основании личного заявления собственника об отзыве ранее представленного заявления или на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Указанные изменения законодательства направлены на защиту граждан от мошеннических действий с их недвижимостью с использованием электронной подписи.