Правление и Совет Всемирной организации потребителей выбрали тему «Рациональный потребитель» в качестве темы Всемирного дня прав потребителей 2020 года. Всемирный день прав потребителей будет посвящен преимущественно вовлечению и расширению прав и возможностей потребителей в отношении осуществления ими выбора устойчивого потребления, необходимого для достижения целей в области устойчивого развития. Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства является одной из Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых государствами - членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Всемирная организация потребителей (Consumers International) призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.
С какими проблемами мы уже сталкиваемся, вследствие чрезмерного производства и нерационального потребления сегодня.
Исследования показывают, что около 1 миллиона пластиковых бутылок продается по всему миру ежеминутно, а в 2018 году произведено 24,2 миллиарда пар обуви, при производстве которой используется несколько видов пластика и других материалов, которые практически не перерабатываются. В рамках глобального потребления отмечается, что производство продуктов питания связано с высоким энергопотреблением, вырубкой лесов, увеличением выбросов парниковых газов и чрезмерным использованием воды. 60% пластика, большая часть которого поступает из пищевой промышленности, попадает на свалки или в окружающую среду.
Если население планеты достигнет 9,6 миллиарда человек к 2050 году, потребуются ресурсы трех планет Земля, чтобы обеспечить всех необходимыми ресурсами. С увеличением использования неметаллических минералов в строительстве и создании инфраструктуры увеличился объем «материального следа» человечества.
Электронные отходы. Каждый год генерируется 50 миллионов тонн электронных отходов. По прогнозам, к 2050 году этот показатель достигнет 120 млн. тонн. Электронные отходы выделяют высокотоксичные химические вещества, воздействующие как непосредственно на место их хранения, так и на осуществляющих их переработку людей.
Водные ресурсы. Человек загрязняет водные ресурсы быстрее, чем природа может переработать и очистить воду в реках и озерах. Чрезмерное потребление воды способствует глобальному дефициту воды. Вода – это бесплатный дар природы, однако инфраструктура, необходимая для ее доставки, стоит недешево.
Энергетика. К 2020 году, как ожидается, число владельцев транспортных средств увеличится на 32 процента. В то же время, по прогнозам, пробег транспортных средств увеличится на 40 процентов, а глобальный объем воздушных перевозок возрастет в три раза за тот же период. На долю домашних хозяйств приходится 29 процентов глобального энергопотребления и, соответственно, 21 процент выбросов углекислого газа, образующихся в результате их деятельности.
Продовольствие. Ежегодно одна треть объема производимого продовольствия — 1,3 миллиарда тонн стоимостью в 1 триллион долларов США — выбрасывается на свалку в результате неадекватных условий транспортировки и сбора.
Решением проблемы чрезмерного потребления является переход к модели циркулярной экономики. Это означает отказ от модели «забрать, изготовить, выбросить» к модели, в которой отходы не выбрасываются из системы, а повторно используются и регенерируются. Это в свою очередь означает более эффективное использование меньшего количества ресурсов, а также разработку и производство изделий, которые можно ремонтировать, использовать повторно или переделывать. Такая модель поможет затормозить изменение климата и обратить вспять процесс утраты биоразнообразия. Уже сегодня есть несколько положительных примеров компаний, принявших эту модель на вооружение. Так, Timberland выпускает обувь из переработанных шин, DyeCoo разработала не требующий воды и применения каких-либо химических веществ, кроме самих красителей, способ окрашивания тканей.
Люди во всем мире начинают понимать всю серьезность экологического кризиса и воспринимают его сегодня как одну из основных угроз для своих стран, причем значительно возросшую с 2013 года. Потребители являются важным компонентом любой системы производства и потребления и имеют решающее значение для успеха любых изменений.
Выбор, который мы делаем как потребители, дает нам возможность влиять на мир вокруг нас и способствовать изменениям! К основным способам, посредством которых потребители могут влиять на окружающий мир, относятся, в частности: выбор используемых потребителями продуктов и услуг; то, как именно потребители распоряжаются продуктами по окончании их жизненного цикла; то, как потребители добиваются изменения системы, например, цепочек поставок или регулирования.
Мы живем в мире, где нам каждый день навязывают ценности, правила и модели поведения. Наши предпочтения и привычки формируются под воздействием повсеместной рекламы. Многие помнят слоганы: «Поколение NEXT выбирает …», «Ваша киска купила бы …», «Не тормози — …». И вот вы послушно идете в магазин и покупаете рекламируемые товары. Общество потребления делает выбор за вас. Ваше дело — зарабатывать и покупать. Пришло время разорвать этот порочный круг и начать делать осознанный выбор.
Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.
Принципы ответственного потребления.
1. Свести к минимуму накопление природных и любых ресурсов:
- сокращайте количество отходов продуктов питания, используйте остатки еды. Разделяйте и сдавайте на переработку отходы.
2. Уменьшить количество отходов за счет повторного использования:
- используйте повторно, ремонтируйте, например, бытовую технику, перерабатывайте, делитесь и одалживайте! Сдавайте ненужные подержанные вещи в комиссионные магазины или благотворительные организации и др.
3. Использовать возобновляемые ресурсы:
- рационально расходуйте природные ресурсы (воду, электроэнергию).
- Внедрять продукты с большим циклом жизни.
- Делиться опытом с будущими поколениями.
Как еще можно прийти к ответственному потреблению. Вот некоторые способы:
- иметь не более 100 вещей в гардеробе, совершайте покупки обдуманно;
- расставить приоритеты. Если вы сформируете четкие приоритеты и цели, отказаться от второстепенных вещей будет проще.
- тратить деньги на впечатления. Покупка вещей непременно связана с понятием гедонистической адаптации, а к впечатлениям это не относится. Коллекционируйте друзей и впечатления, а не только вещи!
- временно отказаться от электроники, чтобы исключить покупки в интернете.
- не покупать, а брать в аренду. Пожалуй, самый простой способ сэкономить деньги на действительно важные вещи, получив максимум пользы немедленно. Покупая, вы переплачиваете в 10 раз за возможность просто считаться хозяином вещи, не используя её ресурс даже на 50%.
- требуйте от бизнеса уважительного отношения к людям и планете.
Правила жизни разумного потребителя.
Быть свободным, но ответственным. Понимать красоту и уязвимость мира.
Осознанность. Эффективно использовать и экономить ресурсы. Например, еду, воду, электричество, силы, время и деньги.
Бережливость. Отдавать ненужные вещи, тем кому они нужны. Обменивать лишние вещи на нужные.
Щедрость. Планировать покупки и составлять список покупок. Ходить за продуктами сытыми. Использовать многоразовые сумки. Расплачиваться наличными, расплачиваясь картой Вы покупаете больше.
Практичность. Составлять список желаний, чтобы получать в подарок то, что действительно нужно.
Изобретательность. Арендовать, а не покупать. Открытость. Поддерживать местные сообщества.
Осознанное (ответственное) потребление — это практический подход к использованию ресурсов, который основан на желании каждого человека быть разумным, полезным и эффективным. Это в значительной степени позволит уменьшить будущие экономические, экологические и социальные издержки, повысит экономическую конкурентоспособность.