За последние годы тема устойчивого развития стала ключевой в дискуссиях лидеров стран и руководителей бизнеса на всех крупнейших деловых площадках. Помимо общепризнанных ценностей и практик каждая компания имеет свои особенности в реализации принципов устойчивого развития исходя из начальных условий ведения бизнеса и вызовов, с которыми приходится сталкиваться. Для РУСАЛа устойчивое развитие — это не просто обеспечение стабильного производства алюминия и сплавов, внедрение новых, более экологичных и энергоэффективных технологий, но и комплексный подход к формированию благоприятной среды для улучшения качества жизни обычных людей во всех регионах присутствия компании, считает ее генеральный директор Евгений Никитин. Об этом он рассказал в интервью газете «Коммерсант».
— Евгений Викторович, ключевая тема прошедшего Всемирного экономического форума в Давосе звучала как «Заинтересованные стороны за сплоченный и устойчивый мир». Кажется, что еще пять-семь лет назад мы не могли ожидать такого сфокусированного внимания к проблемам устойчивого развития со стороны делового сообщества. Как вы считаете, это связано с тем, что вызовы стали такими, что их уже сложно игнорировать, или бизнесу и политикам стало важно демонстрировать свою ответственность в этих вопросах?
— Очевидно, оба ваших предположения верны. С одной стороны, текущий уровень информатизации, доступность любых данных существенно повысили осведомленность общества об экологических, инфраструктурных, социальных вызовах, с которыми сталкиваются многие страны и регионы, с другой — постоянно повышаются требования регуляторов, надзорных органов, властей и простых жителей к качеству окружающей среды, а значит — к промышленности, выпускаемым товарам и продукции, с которыми человек контактирует ежедневно. Вызовы, с которыми общество столкнулось за последние 20 лет, уже сложно игнорировать. Так или иначе мы все в одной лодке, поэтому рассказывать максимально открыто обо всех направлениях своей работы в области устойчивого развития — это не столько обязанность, сколько возможность обмениваться опытом и изучать лучшие мировые практики, которые могут быть внедрены в твоей компании, регионе, где живут сотрудники. РУСАЛ в этом отношении находится в некоторой степени в более выгодном положении, потому что почти 20 лет назад при создании компании принципы КСО были взяты за основу принятой тогда стратегии развития РУСАЛа. Более того, сегодня мы представлены на пяти континентах и имеем десятки клиентов по всему миру, что дополнительно стимулирует нас соответствовать высоким стандартам, принятым во всех странах, где мы работаем. Это сложно, но наши партнеры ценят нас в том числе за то, что мы прозрачная и понятная компания с близкими им ценностями.
— Говоря об открытости — многие общественники часто в своей риторике как раз и говорят, что информацию им почерпнуть и неоткуда.
— Без конкретного примера сложно ответить, что имеется в виду, но если говорить о промышленности, то многие неспециалисты, наверное, удивятся, узнав, что почти по 300 дней в году на каждом крупном предприятии работают представители различных проверяющих органов, инспекций, служб — и это обычная рутинная работа, я не говорю о внеплановых проверках. Контроль постоянный, и результаты этих аудитов и проверок постоянно публикуются на сайтах соответствующих ведомств.
Если говорить о РУСАЛе, то с 2004 года мы публикуем отчет об устойчивом развитии, в котором подробно рассказываем обо всех наших действиях и достижениях в области защиты окружающей среды, модернизации производства, экологических проектов, борьбы с выбросами парниковых газов, обучения сотрудников, развития социальной сферы в регионах присутствия и так далее. По этому документу легко проследить, как динамику улучшений по всем параметрам, которые интересны экспертам, так и объем инвестиций в реализуемые компанией проекты по всем направлениям КСО. Только в социальные проекты в 2019 году РУСАЛ инвестировал более 2 млрд руб., и это несмотря на все внешние сложности, с которыми столкнулась мировая алюминиевая промышленность.
— А вы сами насколько удовлетворены обратной связью от тех, для кого вы реализуете все ваши экологические и социальные проекты?
— Нам очень просто получать эту обратную связь, потому что большая часть жителей городов, где работает РУСАЛ,— это наши сотрудники и их семьи. Все проекты мы реализуем для того, чтобы людям, среди которых и семьи наших сотрудников, было комфортно и безопасно жить в своем городе. РУСАЛ в этом отношении пошел даже дальше, чем многие другие компании, так как у нас значительная часть управляющего офиса, технической дирекции, дирекции по работе с персоналом, инженерно-технологического центра — сердца инноваций и новых разработок компании — базируется в Красноярске, где расположен наш крупнейший завод. Я сам больше половины рабочего времени провожу в Красноярске, и это неспроста — такой график позволяет не только более оперативно принимать производственные решения, что с учетом разницы часовых поясов бывает критично важно, но и досконально знать все проблемы регионов, видеть, насколько эффективны решения менеджмента, понимать, что необходимо сотрудникам для повышения качества жизни вне работы. Только счастливый человек может эффективно работать — это мое личное убеждение.
— А чего, по вашему мнению, не хватает жителям, например, Красноярска для счастья?
— В Красноярске, как и во многих крупных городах нашей страны, на повестке дня достаточно остро стоит вопрос улучшения состояния окружающей среды. Плюс вокруг этой темы очень много эмоционального и зачастую мало объективного, мало фактов. Иногда идет откровенный экологический троллинг со стороны отдельных лиц, направленный на рост чьих-то политических очков. Плюс, возможно, недостаточно внимания уделяется всем факторам, которые влияют на то положение, которое сложилось в городе сегодня. С одной стороны, промышленность уже привыкла быть основным ответчиком по претензиям, которые регулярно возникают и у местных жителей, и у экспертов, с другой — все еще мало работы проводится для наведения порядка и усиления контроля по отношению к непромышленным источникам выбросов.
За последние 20 лет крупные предприятия вложили миллиарды рублей в обновление оборудования, новые технологии, чтобы сделать свои производства чище, и тот же КрАЗ — это совсем не то предприятие, которое было в советские годы, притом что объемы производства на предприятии неизменны в течение последних десяти лет. То же самое, уверен, сделали и другие большие компании, но лучше не становится. В черте города значительный частный сектор, а с ним и печное отопление, дым от которого стелется низом. За последние годы многократно возросла транспортная нагрузка на город — а это больше трети от всех выбросов. Если подход к решению этой задачи не будет комплексным, то вряд ли в ближайшем будущем возможен какой-то ощутимый результат. Я сам, как житель Красноярска, хотел бы увидеть реальные перемены и уверен, что благодаря вниманию руководства страны и проектам, которые реализуются в регионе, ситуация выбросами в городе улучшится.
— Можно ли тогда сказать, что, например, РУСАЛ уже сделал все, что можно, со своей стороны, чтобы модернизировать заводы, построенные еще 50 лет назад?
— Конечно, нет. Экология — это та сфера, где работать нужно постоянно, и мы продолжим модернизировать производство и инвестировать в экологические проекты, прежде всего я имею в виду перевод на технологию «Экологический Содерберг» наших алюминиевых заводов. В этом году планируется обновить более 400 электролизеров на 5 предприятиях и полностью завершить перевод на технологию «Экосодерберг» Красноярского алюминиевого завода. Благодаря новой системе газоочисток, увеличению герметизации нам удается достигать эффективности улавливания фторидов более 99%, лишь единичные заводы в мире оборудованы такими современными и эффективными системами.
Плюс мы одна из немногих компаний в мире, которая не только модернизирует старое, но и строит новое. Хакасский, запущенный в прошлом году Богучанский алюминиевые заводы — лучшие в мире. Оборудование и технологии, которые там применяются, самые экологичные и эффективные в алюминиевой отрасли. Таким же будет Тайшетский алюминиевый завод, который мы достраиваем в Иркутской области. Кроме того, мы планируем увеличивать предложение на рынке алюминия, который мы выпускаем под экобрендом Allow. Эта продукция с одним из самых низких уровней углеродного следа в отрасли, и, естественно, в мире спрос на подобные товары растет, потому что растут требования потребителей как к качеству, так и к условиям производства приобретаемого ими товара.
Кроме того, мы инвестируем средства в экологические проекты, которые не связаны с модернизацией производства. В прошлом году в рамках принятой в компании климатической стратегии мы сами выступили с инициативой и на территории Красноярского края, Иркутской области при поддержке местных властей высадили более миллиона деревьев и организовали авиаохрану территории одного лесничества. Такая масштабная акция была реализована в нашей стране впервые, и я думаю, что это правильный пример комплексного подхода к вопросам изменения климата и проектам, которые нам вместе под силу реализовать.
— Новые заводы, которые вы строите, располагаются в местностях, достаточно удаленных от крупных городов. Насколько охотно люди едут туда работать, ведь сложно сравнить по развитости и доступности инфраструктурных благ Новокузнецк и тот же Тайшет с населением около 30 тыс. человек.
— Это не такой уж и маленький город даже для масштабов нашей страны. Не поверите, но и в Тайшет, и в Таежный едут охотно. Более того, так как у нас в компании хорошо работают программы по развитию кадрового резерва, то многие специалисты переезжают на новое место с других наших заводов с учетом карьерных перспектив, которые возможны на недавно построенном заводе. Кроме того, мы работаем с местными кадрами: обучаем и принимаем тех, кто имеет нужную квалификацию и хочет работать и расти в родном городе. К тому же мы не просто строим завод, для новых сотрудников мы предлагаем современное жилье, оборудованное по принципу «заезжай и живи» всем, чем нужно. А что касается инфраструктуры, то, естественно, сложно жить и работать в месте, где ничего нет для досуга или отдыха. Но, как я отметил раньше, в этом вопросе очень важна обратная связь, понимание приоритетов людей, живущих в конкретном городе, их заинтересованность.
Для того чтобы поддерживать наиболее проработанные и нужные инициативы, у нас уже более десяти лет работает грантовая программа, победители которой получают финансирование для реализации проектов по развитию общественных пространств, повышению их доступности. Мы постоянно адаптируем наши программы, чтобы они были максимально эффективны для регионов. Например, в ближайшие годы мы инвестируем полмиллиарда рублей в достаточно крупные социальные проекты в 11 городах России, включая Тайшет, которые позволят обновить спортивную, культурную, досуговую инфраструктуру. Перед началом конкурса мы с помощью авторитетных архитектурных бюро, экспертов урбанистики провели масштабное исследование запросов общественности в городах и выяснили, какие объекты смогут покрыть потребности большинства жителей в досуге и отдыхе, какие проекты могут быть наиболее доступны логистически, потому что тратить час-полтора на дорогу, чтобы насладиться прогулкой в парке или позаниматься спортом, неудобно. Проекты-победители, набравшие наибольшее количество баллов, были отобраны по итогам конкурса, где каждый участник имел возможность представить свою концепцию. Естественно, они еще будут дорабатываться, предстоят работы по проектированию, но я уверен, что мы на правильном пути и обновленные скверы, парки, стадионы станут реальным местом притяжения, местом, которое станет карточкой каждого из городов.
— Опыт показывает, что зачастую в нашей стране сложнее не построить что-то красивое и нужное, а сохранить это, чтобы можно было пользоваться долгие годы. Вы сталкиваетесь с такой проблемой?
— Как и везде. Это сложный вопрос, решение которого зависит и от местных властей, и от самих жителей тоже. Со своей стороны мы делаем все, что в зоне нашей ответственности. И более того, для популяризации бережного отношения к природе, окружающему пространству в принципе мы развиваем и поддерживаем волонтерские движения на наших предприятиях. В нашей стране живут уникальные люди, которым свойственно бескорыстно помогать и коллегам, и друзьям, и совершенно незнакомым людям. Зачастую человеку, чтобы проявить свои лучшие качества, нужна лишь идея, цель, которая совпадет с его личными убеждениями. Мы в РУСАЛе стараемся помочь эти цели совместными усилиями реализовать.
Именно поэтому таким успехом среди активных горожан пользуются наши волонтерские проекты и акции, такие как «Зеленая волна», «День Енисея», наши грантовые конкурсы, которые помогают людям сделать лучше, чище пространство вокруг них, сделать его более дружественным для детей, людей старшего поколения. Да, иногда это локальные истории и проекты, но они меняют жизни конкретных людей и меняют жизни тех, кто творит это добро с нашей помощью. Я знаю волонтеров, которые уже не работают в компании, уже вышли на пенсию, но продолжают принимать участие в добровольческих инициативах, которые РУСАЛ реализует в городе. Мы посчитали, что более 3 тыс. человек постоянно участвуют в социальных инициативах компании, и число волонтеров растет, а это значит, что идеи и инструменты, которые мы предлагаем, им близки.
— Наверное, доля молодых людей в волонтерском движении все-таки выше, чем людей старшего поколения? Почему это так, как вы считаете?
— В первую очередь сейчас определение «молодежь» стало гораздо шире, чем было несколько лет назад. А если говорить серьезно, то волонтеры так или иначе участвуют практически во всех социальных инициативах, которые компания реализует для улучшения качества жизни и развития городов, где живут в том числе сотрудники компании. Само это движение пришло в РУСАЛ довольно давно — где-то десять лет назад. В компании мы не только поддерживаем тех, кто решил бескорыстно помогать, мы и организуем обучение основам такой деятельности, проектной работы, руководству проектами. Получается, что для сотрудников, которые в силу своих должностных обязанностей не сталкиваются с такими задачами, волонтерство — это хорошая возможность для развития своих лидерских качеств и так называемых soft skills. Безусловно, это помогает человеку не только чувствовать себя лучше, помогая другим, но и в перспективе расти в профессиональном плане.
Плюс молодому специалисту зачастую хочется найти единомышленников, которые не только разделяют с тобой рабочие будни, но и свободное время. Я уверен, что деятельность, приносящая заметный положительный результат и моральное удовлетворение, мотивирует быть инициативным, работать в команде и стремиться к успеху во всех своих делах.