Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
28 июля 2015

Информация об Интернет-сервисе «Электронный инспектор»

Роструд реализует мероприятия, предусмотренные Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на 2015 – 2020 годы), которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 № 1028-р.

Концепция предусматривает формирование новой модели обеспечения соблюдения трудового законодательства, основанной на взаимном эффективном сотрудничестве между Федеральной инспекцией труда, работодателями и работниками, их объединениями, т.е. переход к «модели соответствия» и отказ от действовавшей ранее «модели санкций».

В результате реализации мероприятий Концепции изменится миссия, технологии и направленность деятельности Федеральной инспекции труда (переход от миссии «выявление нарушений» к миссии «содействие улучшению условий труда»). У работника будет сформирована потребность в «цивилизованных» условиях труда и появятся эффективные механизмы защиты своих трудовых прав. Работодатель будет переориентирован с решения задачи «пройти проверку» с наименьшими потерями на решение задачи активного обеспечения исполнения требований трудового законодательства. Только таким образом возможно достичь стадии партнёрства и равноправного диалога между бизнесом, государством и работниками.

Именно для решения данных задач предназначен действующий в пилотном режиме Интернет-сервис «Электронный инспектор». Он является частью «Системы клиентоориентированных электронных сервисов для работников и работодателей», рабочее название которой «Онлайнинспекция.РФ». В рамках ее разработки также запущены пилотные сервисы, например, такие как «Дежурный инспектор», «Сообщить о проблеме», «1000 вопросов и ответов» и будут созданы многие другие. Отмечу, что уже действующие сервисы показали свою востребованность. Сервис «Дежурный инспектор» уже сегодня решает задачу по оперативному, всего за 3 рабочих дня, консультированию работников и работодателей. За время работы сервиса на нем предоставлены более 36 тыс. консультаций, все они опубликованы в открытом доступе. Сервис «Сообщить о проблеме», по сути, уже стал основным ресурсом Роструда по приему обращений граждан в электронном виде. С момента запуска сервиса граждане направили через него свыше 54,4 тысяч обращений, что составляет 39,7% от всех электронных обращений, поступивших в Роструд и его территориальные органы.

Запущенный в конце 2014 года сервис «Электронный инспектор» уже обретает популярность среди работодателей. Он, в первую очередь, предназначен для предоставления им инструментов проведения самостоятельной проверки соблюдения требований трудового законодательства. Сервисом также могут воспользоваться и работники, которые захотят со своей стороны оценить ситуацию в своей организации.

Работодатель или работник, может обратиться к сервису, который заменит для них настоящего инспектора труда и проведет проверку верности планируемых или совершенных процедур в интерактивном режиме. Сервис обеспечивает определенность и прозрачность проверяемых норм трудового законодательства не только за счет их доступности и актуальности, но и за счет разъяснения требований, которые предъявляются инспекторами в ходе проверок и понимания пользователями технологии инспекторской работы.

В настоящее время пилотный сервис содержит 10 проверочных листов, соответствующих разделам трудового законодательства, нарушения требований которых работодатель допускает наиболее часто.

В текущем году Роструд намерен разместить в открытом доступе 50 «проверочных листов», которые позволят охватить практически все институты трудового права и проверить соблюдение требований законодательства о труде применительно ко всем формам трудовых отношений.

Результатом заполнения «проверочного листа» является заключение системы об отсутствии или наличии нарушений, в случае выявления нарушений работодателю будут предложены конкретные инструменты для их устранения. Он получит правовое обоснование, почему те или иные факты, выявленные в ходе самопроверки, являются нарушениями. Сервис определит, какие конкретные действия следует предпринять в целях их устранения, а также предоставит все необходимые для этого шаблоны и образцы документов.

В настоящее время работодатели уже активно пользуются пилотной версией сервиса. В текущем году «Электронный инспектор» помог пользователям пройти 39220 проверок, в ходе который были 34,9 тыс. фактов несоответствия указываемых данных требованиям и нормам законодательства о труде.

В дальнейшем «Электронный инспектор» в значительной степени будет способствовать переходу от «модели санкций» к модели «соответствия», предусмотренному Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства. Новый сервис будет в полной мере отвечать стоящей перед Рострудом задаче – не столько выявить нарушения и наказать виновных, сколько обеспечить их отсутствие. «Электронный инспектор» будет полезен и для работодателей, которые смогут эффективно устранять собственные издержки, в том числе связанные с проводимыми в их отношении контрольно-надзорными мероприятиями, и для работников, чьи трудовые права в результате будут соблюдаться.

https://www.high-endrolex.com/43