Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
29 сентября 2020

Панюкова Анастасия Александровна

Государственный инспектор труда

Государственной инспекции труда в Республике Коми

г. Сыктывкар, 2020

Panyukova-A.A.jpeg

Правовые аспекты обращения работника в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации

Аннотация. Согласно докладу о деятельности Федеральной службы по труду и занятости, опубликованному на сайте rostrud.gov.ru, территориальными органами Роструда в 2019 г. были рассмотрено более 397 тыс. обращений граждан по вопросам социально-трудовых отношений. Ожидается, что в 2020 г. количество обращений в Государственные инспекции труда не уменьшится, в том числе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) а, следовательно, большим количеством вопросов, поступающих как от работника, так и от работодателя в надзорный орган. В статье дан ряд рекомендаций по обращению в территориальные органы Роструда, которые помогут гражданам наиболее эффективно защитить свои права или получить консультацию в сфере трудового законодательства.

Государственная инспекция труда (далее – Гострудинспекция) является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), осуществляющим свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации.

Порядок обращения граждан в Гострудинспекцию определен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

В соответствии с ч.3 ст. 7 Федерального закона № 59-ФЗ в обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

В случае, если в письменное обращении, содержатся вопросы, которые не входят в компетенцию Гострудинспекции, то в течение 7 дней со дня регистрации обращение направляется в соответствующий орган, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (ч.3 ст.8 Федерального закона №59-ФЗ).

Бывают случаи, когда решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов (например, Гострудинспекции в Республике Коми и Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми), то в таком случае копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующий государственный орган (ч.4 ст.8 Федерального закона №59-ФЗ).

Обращение, которые содержит вопросы, входящие в компетенцию Гострудинспекции другого субъекта, поскольку на территории получившего обращения территориального органа юридический адрес работодателя находится в другом субъекте, филиалов на территории получившего обращения не имеет, то в таком случае обращение должно быть перенаправлено в Гострудинспекцию другого субъекта в течение трех дней со дня регистрации.

Нормативно-правовой базой для проведения проверок Гострудинспекцией является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядок проведения проверок внесены существенные изменения, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно данному нормативно-правовому акту в 2020 году внеплановые проверки проводятся только те, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано с органами прокуратуры.

В соответствии с требованиями ч.3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

На основании вышеизложенного, оптимальным способом обращения в Гострудинспекцию является подача обращения посредством сервиса «Онлайнинспекция.рф» по следующим причинам:

  • При подаче заявлений с авторизацией через «Госуслуги» и заполнении всех необходимых полей Вы гарантированно соблюдаете все требования, установленные Федеральным законом № 59-ФЗ.
  • Данное обращение в силу ч.3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ может является основанием для проведения внеплановой проверки
  • В условиях новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Вы можете подать заявление в Гострудинспекцию не выходя из дома, что является отличной профилактической мерой.

Для того, чтобы подать обращение и (или) жалобу посредством сервиса «Онлайнинспекция.рф» необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Необходимо в поисковую строку браузера написать адрес сайта «Онлайнинспекция.рф»
  2. Выбрать категорию «сообщить о проблеме».
  3. Выбрать категорию проблемы, например, «заработная плата».
  4. Выбрать рубрику, например, «работодатель платит меньше, чем предусмотрено трудовым законодательством».
  5. Выбрать действия, которые Вам необходимы:

5.1. Организовать проверку изложенных фактов (в данном случае, следующим шагом будет необходимо пройти авторизацию через портал «Госуслуги»).

5.2. Предоставить официальную консультацию.

  1. Заполнить необходимые поля, при необходимости – прикрепить файлы.
  2. Нажать кнопку «Оправить обращение».

После чего Гострудинспекция регистрирует поступившее обращение. Срок ответа составляет 30 дней со дня регистрации.

https://www.high-endrolex.com/43