Обязанность работодателя в уведомлении об условиях труда на рабочем месте
Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение гарантий сохранения жизни и здоровья работников.
Каждый работник, в соответствии со статьями 21 и 219 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и получение достоверной информации об условиях труда на своем рабочем месте. Он должен знать о существующем риске повреждения здоровья, мерах по защите от вредных и опасных производственных факторов. Он имеет право знать о компенсациях, установленных законодательством РФ и субъектов РФ, если занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Вышеуказанную информацию для работника обязан предоставить работодатель (статья 212 ТК РФ) на стадии заключения трудового договора (статья 57 ТК РФ). Для реализации этих требований работодателю вменено в обязанность проведение специальной оценки условий труда, по результатам которой определяются мероприятия по максимальному снижению риска повреждения здоровья на рабочем месте. Согласно трудовому законодательству (статья 212 ТК РФ) специальная оценка условий труда выполняется в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013г. № 426-ФЗ (далее - Порядок). В Порядке, которым должны руководствоваться и промышленные гиганты и «офисные малыши», прописаны процедуры гигиенической оценки условий труда, а также оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Специальной оценке подлежат все имеющиеся рабочие места с периодичностью не реже одного раза в 5 лет. Вновь организованные рабочие места оцениваются в течение 6 месяцев после ввода в эксплуатацию.
Результатом специальной оценки условий труда являются объективная картина состояния условий труда на рабочих местах организации и, в частности, обоснование предоставления работникам гарантий и компенсаций за условия труда. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплата труда повышается по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для работ с нормальными условиями труда (статья 147 ТК РФ), предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117 ТК РФ), сокращается продолжительность рабочей недели (статья 92 ТК РФ). Указанными статьями ТК РФ определены также условия предоставления и минимальные размеры гарантий и компенсаций по результатам специальной оценки условий труда:
повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться повышенные размеры гарантий и компенсаций для работников.
Учитывая особую значимость специальной оценки условий труда, как основы для предоставления гарантий и компенсаций, более актуальными становятся проблемы обеспечения качества выполнения этих работ и достоверности полученных результатов. Опыт подсказывает, что положительный эффект здесь достигается в случае серьезной совместной подготовительной работы представителей работодателя и специалистов организации, привлекаемой для выполнения специальной оценки условий труда. Весьма важным является и то, насколько компетентны в этой области представители работодателя, уполномоченные им контролировать весь процесс.
При вполне объяснимой заинтересованности работника в получении гарантий и компенсаций, можно с большой долей вероятности прогнозировать «наплыв» жалоб и обращений в надзорные органы по поводу невыполненных или неправильно проведенных, по мнению заявителя, оценок условий труда и утраченных компенсациях. В этой связи для работодателя может быть только одна рекомендация: выжидательная позиция в вопросе проведения специальной оценки условий труда ни к чему хорошему не приведет, но добавятся штрафные санкции, предусмотренные ч. 2 статьи 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.