Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы подлежат использованию и охране. В системе госуправления в сфере землепользования важным звеном является государственный земельный контроль (надзор). Его проведение предусмотрено ст.71 Земельного кодекса Российской Федерации. Цель земельного надзора – сохранение земли как природного ресурса.
С 1 июля вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», регулирующий отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора) муниципального контроля, устанавливающий гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Главная задача сместить акцент на профилактику нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и дать контролируемым лицам больше гарантий при взаимодействии с контрольными (надзорными) органами.
В развитие Федерального закона № 248-ФЗ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081, которым закреплен широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы в части реализации государственного земельного надзора. К числу профилактических мероприятий отнесены:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
Меняется и сам подход к проведению проверок.
Так, детально определена процедура их проведения, регламентируются надзорные мероприятия. Вводится разграничение видов контроля. К привычным форматам - выездной и документарной проверкам - добавляются новые формы контрольно-надзорных мероприятий:
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- выездное обследование.
Внеплановые выездные проверки проводятся только по согласованию с органами прокуратуры.
Сокращаются сроки проведения проверок, так общий срок проведения документарной и выездной проверки не будет превышать 10 рабочих дней.
Также Федеральный закон 248-ФЗ предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями.
Предметом государственного земельного надзора являются:
- соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Подведя итоги:
Федеральным законом № 248-ФЗ разграничены зоны ответственности госорганов, занимающихся сферой земельных отношений. Также более детально прописывается процедура проведения проверок со стороны госорганов.