«Память живет в сердцах людей: моя задача – помочь вспомнить»
Геннадия Степановича Габова в Княжпогостском районе и далеко за его пределами знают как талантливого артиста, активного общественника, почетного жителя г. Емва. Про этого удивительного во всех смыслах человека написано множество статей, в которых рассказывается о его творчестве, достижениях в изучении коми-зырянских диалектов, планах на будущее…
Мы же решили пойти по несколько иному пути и затронуть такую важную и животрепещущую тему, как восстановление данных ушедших на фронт людях и значившихся в различных книгах Памяти как пропавшие без вести. Этот интерес не случаен, ведь именно эта темой уже довольно длительное время занимается Геннадий Степанович. Практически в одиночку он по крупицам ищет фрагменты жизней уроженцев деревень Удор и Ерос Княжпогостского района, чьи имена идут с формулировкой «дальнейшая фронтовая судьба не известна». Вот что о своем детище говорит сам Геннадий Габов.
- Идея заняться восстановлением данных о жизни жителей Ероса и Удора, защищавших Родину, возникла давно. Хотел начать с Аллеи Памяти, посадив деревья от одной деревни до другой. Собирал шишки, сушил, разбрасывал семена вдоль дороги. Не заметил даже, как взошли саженцы. Потом занялся книгами Памяти: переработал их все, списки сделал с именами жителей Ероса и Удора, ушедших на войну.
По официальным данным с Удора на фронт ушли 68 человек, 41 - погиб. Их имена значатся на обелиске в д. Ерос. Проведя небольшое расследование, быстро выяснил, что данные неверны. В течение года я установил, что на войну ушло 89 удорцев и 45 из них - погибли. 21 человек не учтен. Печально…
Начав свой проект, Геннадий Степанович себе и другим показал, доказал, что для него лозунг «Ничто не забыто, никто не забыт» не пустые слова. Он, не жалея своего личного времени, ходил по деревням, беседовал со старожилами, по крупицам собирал даты, имена. Как оказалось, люди о своих родственниках, соседях знают немногое, фотографий нет.
- Больно, когда достойных людей не помнят, но руки я не опускал. Постепенно начал обрастать адресами: Микунь, Печора, Сыктывкар… Туда уходят некоторые концы моих поисков, надо ездить, но пока не получается. Надеюсь, удастся реализовать свои планы и съездить туда. В данное время в моем личном архиве накопилось уже 40 фотографий деревенских солдат, которых нет даже у их родных. Отдаю снимки семьям, надо видеть глаза людей в этот момент: счастье, слезы, удивление - целый вихрь эмоций…
В ходе нашего общения Геннадий Степанович рассказал, что проблема поиска данных о пропавшем без вести члене семьи коснулась и его лично. Его дядя - Афанасий Габов не вернулся с войны, информации никакой не было. После длительных поисков узнали, что он значится в списках умерших в концлагере в Латвии. Похоронен в братской могиле. Если бы не скрупулезность немцев, которые вели учет каждого военнопленного, поиски могли бы затянуться на неопределенное время…
Большое подспорье в поисковых мероприятиях Геннадий Габову помогают консультант Вингельмина Андреевна Раевская и супруга Татьяна Перемкуловна. Своим верным помощницам он благодарен безмерно и признается, что без них не добился бы таких результатов. На вопрос: «А у вас есть мечта?», Геннадий Александрович ответил без раздумий: «Есть!». Безусловно, она связана с патриотической темой.
- На выходе из д. Удор, недалеко от ручья Аншор, я мечтаю установить обелиск, Памятный камень, рядом посадить деревья, которые будут символизировать матерей, жен, ждущих своих мужей, сыновей с войны. Это хорошее, доброе дело. Надеюсь, смогу реализовать свои планы. Ну, а пока готовлю новые публикации с просьбой помочь восстановить данные о наших земляках, вписанных в книги Памяти как пропавшие без вести, но в реальной жизни вернувшихся с войны и проживших достойную жизнь. Верю, все получится. Память не может исчезнуть бесследно, ведь, несмотря на большое количество минувших лет, она живет в сердцах, умах людей. Надо только помочь вспомнить…
В свою очередь, хочется пожелать Геннадию Степановичу удачи в его благородном и таком нужном деле. Не зря его люди уважают, любят и почитают, потому он живет не только для себя, но и для других.