Частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность арбитражного управляющего в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет за повторное неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с положениями статьи 4.6 КоАП РФ арбитражный управляющий считается подвергнутым административному наказанию до истечения одного года со дня окончания исполнения судебного акта, то есть уплаты административного штрафа, а в случае назначения административного наказания в виде предупреждения – с даты вступления решения суда в законную силу.
Следовательно, в силу части 2 статьи 4.3 КоАП РФ данное обстоятельство будет считаться отягчающим, если в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ, будет совершено однородное административное правонарушение.
Однако, не за каждое повторно совершенное административное правонарушение арбитражным судом будет назначено наказание в виде дисквалификации. Суд в каждом отдельном случае оценивает степень причинения совершенным деянием вреда кредиторам, должнику, обществу. Нередко судом при решении вопроса о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности за повторное совершение правонарушения применяются положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения, что является основанием для освобождения арбитражного управляющего от административной ответственности.
Так в 2021 году из 12 заявлений Управления Росреестра по Республике Коми о привлечении арбитражных управляющих по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ только 4 арбитражных управляющих привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде дисквалификации, в 2022 году судом удовлетворены 2 из 7 заявлений Управления, в отношении 1 арбитражного управляющего судебное решение не вступило в законную силу.
Таким образом, обращение Управления в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ не в каждом случае будет иметь результат в виде дисквалификации.
«Столь суровая мера ответственности, установленная частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ в виде дисквалификации арбитражного управляющего, несомненно, приводит к ограничению его в трудовых правах, установленных статьей 37 Конституции России и, фактически, лишает его профессии и источника дохода, что в современной экономической ситуации на территории Российской Федерации должно, с одной стороны, стать дополнительным катализатором для арбитражного управляющего, более ответственно подходить к исполнению возложенной на него публично-правовой функции, а с другой стороны, исключать формальный подход к применению указанной нормы права при рассмотрении дел о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ»,- прокомментировал Андрей Богданов, член Ассоциации арбитражных управляющих «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса», руководитель Центра сопровождения банкротства и Юридического центра «ПРАВОВЕД»».
Управление Росреестра по Республике Коми.