Сложно представить современный мир без цифровых сервисов, ипотека -не исключение. Банки активно переводят процессы, связанные с получением ипотечного кредита, в онлайн-формат. Онлайн-сервисы дают экономию одного из самых ценных ресурсов человека - времени.
Электронная регистрация сделки предполагает направление клиентом документов на регистрацию в Росреестр без посещения МФЦ. Все это существенно упрощает и ускоряет процесс получения ипотечного кредита.
Сервис доступен как для покупки квартир в новостройках, так и на вторичном рынке, а срок регистрации таких сделок короче.
По данным Росреестра, количество поступающих документов в электронном виде из года в год увеличивается. Динамика обращений граждан в Управление Росреестра по Республике Коми (далее-Управление) на государственную регистрацию ипотеки в электронном виде в 2022 году показывает спрос. В октябре этого года поступило 869 обращений на государственную регистрацию ипотеки, причём 557 из них - в электронном виде. Также за этот период 458 обращений рассмотрено за 1 день по проекту «Электронная ипотека за 24 часа».
В настоящее время электронные сделки с ипотекой осуществляются на платформе банков и застройщиков. Чтобы предоставлять такие услуги, у них должно быть специальное соглашение с Росреестром. Также подачей документов в электронном виде занимаются нотариусы.
Все документы участники сделки подписывают электронными подписями. В сделках с недвижимостью используется наиболее защищенная разновидность усиленной подписи - усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Исключение - если сделку оформляет нотариус.
Оформление документов на государственную регистрацию проходит в отделении банка или в офисе застройщика. Срок регистрации электронной ипотеки «бытовой недвижимости» - 1 рабочий день.
Электронная регистрация значительно упрощает процесс сделки для клиентов, так как банк осуществляет предварительную проверку документов и минимизирует возможные ошибки.
После того, как документы будут зарегистрированы в Росреестре, участникам сделки поступят СМС и уведомления на почту о проведенной регистрации. В свою очередь кредитные средства, ранее размещенные на номинальном счете, автоматически переводятся на счет продавца, который указан в договоре купли-продажи или договоре долевого участия.
После электронной регистрации участникам сделки на адрес электронной почты направляется результат в виде ссылки на электронный документ - выписку из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающую переход права собственности с УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) государственного регистратора прав.
За государственную регистрацию права собственности на квартиру уплачивается государственная пошлина в размере, установленном Налоговым кодексом.
Кроме того, за услуги электронной регистрации сделки через посредника нужно будет платить дополнительно. Стоит отметить, что некоторые банки снижают ипотечную ставку, если покупатель решает оформить «Электронную регистрацию».
«Развитие электронных услуг становится для ведомства одним из приоритетных направлений. Одно из главных преимуществ электронной регистрации недвижимости - это удобство. Совместно с банками мы сможем обеспечить увеличение доли оказания услуг в электронном виде и продолжим развивать электронные услуги в интересах заявителей», - отмечает руководитель Управления Росреестра по Республике Коми Елена Величко.