Перевод услуг в электронный вид становится одним из приоритетных направлений в деятельности государственных и муниципальных органов. Росреестр идет в ногу со временем и на сегодняшний день у заинтересованных лиц имеется реальная возможность с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» получить государственные услуги, предоставляемые Росреестром:
- получить сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН),
- представить документы на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Электронные услуги Росреестра предоставляются с помощью сервисов интернет-портала Росреестра rosreestr.ru и единого портала государственных услуг gosuslugi.ru.
Услугой по получению сведений из ЕГРН активно пользуются как профессиональные участники рынка недвижимости, так и граждане, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, поскольку успели оценить преимущества такого способа получения сведений из ЕГРН.
Для направления запроса необходимо лишь заполнить форму, размещенную на портале, и произвести оплату за предоставление информации.
Если для предоставления общедоступных сведений (описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, отметки о возражении в отношении зарегистрированного права на объект, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд) достаточно заполнить форму запроса и произвести оплату, то обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости уже относятся к сведениям ограниченного доступа и могут быть представлены только собственникам, их законным представителям по доверенности или наследникам.
Размер платы за предоставление сведений из ЕГРН в электронном виде ниже размера платы, предусмотренной для получения аналогичной услуги обычным способом. Так, при получении выписки на бумажном носителе размер платы для физических лиц составляет – 460 рублей, для юридических лиц – 1270 рублей, при получении услуги в электронном виде для физических лиц – 290 рублей, для юридических лиц – 820 рублей.
С 1 июня 2015 года предоставляется возможность подачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде – именно с этого момента был запущен в эксплуатацию электронный сервис официального сайта Росреестра «Подать заявление на государственную регистрацию прав». Чтобы подать документы на государственную регистрацию прав в электронном виде, с главной страницы портала Росреестра необходимо перейти в раздел «Физическим лицам», «Юридическим лицам» или «Специалистам», после чего выбрать «Зарегистрировать права на недвижимость», далее сервис «Подать заявление на государственную регистрацию прав».
Значит ли это, что каждый пользователь сети «Интернет» может обратиться за государственной регистрацией права, перехода права на недвижимое имущество? Конечно, нет.
Для подачи заявления и документов на государственную регистрацию прав электронным способом необходимо:
-получить усиленную электронно-цифровую подпись в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, перечень которых размещен на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/);
-отсканировать документы, прилагаемые к заявлению о государственной регистрации прав в формате pdf.;
-пошагово заполнить форму в разделе «Подать заявление на государственную регистрацию прав» на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/).
Возможно, среднестатистическому гражданину, один - два раза в жизни оформляющему свои права на недвижимое имущество, нет необходимости получать усиленную электронно-цифровую подпись для того, чтобы воспользоваться данным электронным сервисом. А вот органам государственной власти и местного самоуправления, крупным правообладателям, профессиональным участникам рынка недвижимости стоит обратить особое внимание на возможность представления документов в электронном виде.
Портал позволяет заявителям обращаться за услугами Росреестра по принципу экстерриториальности, не посещая офис приема-выдачи документов, из любой точки России вне зависимости от местоположения объекта недвижимости. Благодаря электронным сервисам услуги доступны в любое удобное время – круглосуточно и без выходных, дома или в офисе, без траты времени на проезд и ожидание в очереди.
Документом, удостоверяющим произведенную регистрацию, будет являться выписка из ЕГРН в электронном виде.
Кроме того, сокращен срок оказания услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае подачи документов в электронной форме. Так, при подаче бумажных документов срок государственной регистрации установлен не более 7 рабочих дней, при подаче документов в электронной форме регистрация проводится в срок не более 5 рабочих дней; а в случае подачи нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов и поданного нотариусом в электронной форме заявления о государственной регистрации прав государственная регистрация проводится в срок не более 1 рабочего дня, следующего за днем приема заявления и документов.
Росреестр принимает все возможные меры, чтобы максимально упростить и обеспечить комфортное взаимодействие с населением и бизнесом. При этом влияние человеческого фактора сводится к минимуму: заявитель самостоятельно подаёт документы и не зависит от действий конкретного чиновника.
Государственные услуги по кадастровому учёту и регистрации прав на недвижимость постоянно совершенствуются, становясь все более удобными и доступными. На протяжении последних лет постоянно растёт популярность выездного оформления недвижимости. Данной услугой могут воспользоваться занятые и активные горожане, у которых день расписан по часам, а также люди преклонного возраста или граждане, особенности здоровья которых не позволяют надолго покидать стены своего дома для посещения офисов приема-выдачи документов.
Кадастровая палата по Республике Коми с 2013 года осуществляет услуги по выездному приему и курьерской доставке документов в нашем регионе.
«Данная услуга дает возможность подать документы на кадастровый учет и (или) регистрацию прав на недвижимость и получить выписки, подтверждающие внесенные сведения в ЕГРН, а также получить сведения из ЕГРН без посещения офиса, в удобное для заявителя время и в любом месте», - поясняет директор филиала «ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми Лариса Зин.
В целях реализации услуги выездного приема и курьерской доставки сведений об объектах недвижимости Кадастровая палата (с 9 января 2023 года – филиал ППК «Роскадастр» по Республике Коми) осуществляет приём заявок через сервис выездного обслуживания.
Узнать более подробную информацию об услуге выездного приема, а также пригласить специалиста выездного обслуживания можно по телефону: 8 (8212) 40-95-20 добавочный 2047, 2050 или при личном обращении в офис Кадастровой палаты по Республике Коми.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми.