Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
1 марта 2023

С 01.03.2023 года вступает в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 699н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2022 N 71155) (далее – Особенности). Срок действия приказа: с 1 марта 2023 г. по 1 марта 2029 г.

Для начала давайте разберемся какой хозяйствующий субъект является микропредприятием.

Субъектами малого и среднего предпринимательства являются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 11 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ), хозяйственные общества (акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержится информация об отнесении субъекта малого и среднего предпринимательства одной из установленных категорий. Данный реестр размещен по адресу: https://ofd.nalog.ru.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие) определяется в соответствии с наибольшим значением среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Для микропредприятий среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать – 15 человек включительно, а предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и по всем налоговым режимам - 120 млн. рублей.

При этом также вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение первого года своей деятельности, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.

Положения Особенностей применяются при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах микропредприятий если микропредприятие осуществляет в качестве основного один из следующих видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (сокр. - ОКВЭД):

а) разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги (класс 62 раздела J);

б) деятельность в области информационных технологий (класс 63 раздела J);

в) деятельность финансовая и страховая (раздел K);

г) деятельность по операциям с недвижимым имуществом (раздел L);

д) деятельность в области права и бухгалтерского учета (класс 69 раздела M);

е) деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления (класс 70 раздел M);

ж) деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытания, исследований и анализа (класс 71 раздела M);

з) деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка (класс 73 раздела M);

и) деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (раздел N);

к) образование (раздел P);

л) деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (класс 90 раздела R);

м) деятельность общественных организаций (класс 94 раздела S).

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется работодателем (представителем работодателя) совместно с работниками без привлечения организации, проводящей специальную оценку условий труда.

При идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах микропредприятия работодатель должен учитывать:

а) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;

б) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

в) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;

г) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

д) результаты, полученные при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии);

е) результаты, полученные при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Также в данном документе указаны ситуации, при наличии которых на микропредприятиях не применяются Особенности. Так, например, Особенности не применяются при наличии на микропредприятиях:

а) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

б) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

в) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенной специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Обязательным условием указано оформление при проведении идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на каждое рабочее место проверочного листа (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к Особенностям).

В отношении рабочих мест, на которых идентифицированы один или несколько потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проводится специальная оценка условий труда согласно Методике, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н, с привлечением организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

В случае если потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на таких рабочих местах признаются комиссией работодателя по проведению специальной оценки условий труда допустимыми и работодателем оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Особенностям).

При этом, Особенностями предусмотрены обязанности работодателя:

- ознакомить в письменной форме (подпись в проверочном листе) работника (работников) с результатами идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на его (их) рабочем месте в течение тридцати календарных дней со дня утверждения проверочного листа. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха;

- при подаче декларации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения, к декларации прикладывается оригинал или заверенная копия проверочного листа (проверочных листов);

- декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения Комиссией проверочного листа в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 июня 2021 г. N 406н с учетом требований настоящих Особенностей, законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Ответственность за соблюдение указанных Особенностей возлагается на работодателя.

Е.А. Овсянникова, заместитель начальника отдела - главный государственный инспектор труда.

https://www.high-endrolex.com/43