Нужно ли нести работодателю больничный на бумаге?
При наступлении временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, необходимости осуществления ухода за больным членом семьи работнику оформляется листок нетрудоспособности, в частности в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, и размещается в информационной системе страховщика (ч. 3.2 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), п. 1 Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, утвержденных Приказом Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н (далее - Порядок N 1089н), п. 16 Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 N 2010 (далее - Правила N 2010)).
На бумажном носителе листок нетрудоспособности выдается только отдельным категориям застрахованных лиц, сведения о которых составляют государственную и иную охраняемую законом тайну, и лиц, в отношении которых реализуются меры государственной защиты (ч. 28 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, п. п. 1, 2 Порядка N 1089н).
Независимо от количества мест работы застрахованному лицу формируется один листок нетрудоспособности в форме электронного документа для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности (по одному или нескольким работодателям в зависимости от условий работы) (ч. 2 - 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, п. п. 6 - 8 Порядка N 1089н).
Информационное взаимодействие по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" ФСС РФ и информационных систем участников информационного взаимодействия, в том числе работодателя (п. п. 1, 3, пп. "а" п. 10 Правил информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 N 1567).
Информация об открытии электронного листка нетрудоспособности направляется страхователям с использованием системы электронного документооборота (п. 19 Правил N 2010).
Кроме того, оператор информационной системы страховщика обеспечивает направление страхователям (пп. "а" п. 21 Правил N 2010):
- информации о продлении, закрытии, аннулировании электронного листка нетрудоспособности;
- информации о направлении застрахованного лица на медико-социальную экспертизу;
- информации о дополнении электронного листка нетрудоспособности сведениями, касающимися проведения медико-социальной экспертизы застрахованного лица.
При наступлении страхового случая застрахованному лицу требуется представить страхователю сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, в случае их отсутствия у страхователя, в том числе сведения о себе, по форме, утверждаемой страховщиком (п. 1 ч. 2 ст. 4.3, ч. 13 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, п. п. 5, 6 Правил N 2010).
Соответственно, при наступлении страхового случая работник не должен предоставлять информацию об открытии электронного листка нетрудоспособности работодателю.
В том случае, если данная информация по каким-то причинам (например, технического характера) работодателю потребуется, работник может получить сведения об открытии электронного листка нетрудоспособности в личном кабинете застрахованного лица федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (п. 19 Правил N 2010) и в личном кабинете получателя услуг ФСС РФ.
По желанию застрахованного лица медицинская организация может выдать ему выписку из листка нетрудоспособности, сформированного в форме электронного документа, по форме, утвержденной страховщиком (ч. 7 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, п. 75 Порядка N 1089н).
Предоставить информацию об открытии электронного листка нетрудоспособности работник вправе удобным для него способом.