Может ли на вашем земельном участке размещаться опора ЛЭП, стоянка техники или бытовка для дорожных рабочих? Могут ли по участку протянуть линию связи или теплотрассу? И если да, то на каких условиях?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо изучить такое понятие, как публичный сервитут.
Итак, публичный сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемый в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд или нужд местного населения, при этом не требуется изъятие земельного участка у землепользователя. От частного сервитута его отличает отсутствие конкретного субъекта, в интересах которого он устанавливается.
Кто может устанавливать публичный сервитут? По общему правилу публичные сервитуты устанавливаются решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Публичные сервитуты могут устанавливаться как в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель, для таких целей, как например, для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водоему и его береговой полосе; для размещения на участке межевых знаков, геодезических и иных пунктов, а также подъездов к ним; для проведения на земельном участке дренажных и мелиоративных работ; для возможности прогона сельскохозяйственных животных.
Также есть отдельные цели, для которых публичный сервитут может устанавливаться в специальном порядке (на основании ходатайства заинтересованного лица):
- на период строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта линейных объектов и инженерных сооружений;
- для складирования строительных и иных материалов, возведения некапитальных строений, сооружений (таких, как ограждения, бытовки, навесы), размещения строительной техники, которые необходимы в период выполнения вышеуказанных работ;
- для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями и наоборот, на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дороги или в границах полосы отвода автомобильной дороги;
-для размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
- для прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;
- для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории для последующего строительства и размещения линейных объектов и сооружений государственного значения;
- для реконструкции, капитального ремонта участков инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.
При этом установление публичного сервитута в вышеуказанных отдельных целях в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, личного подсобного хозяйства, не допускается. Исключением является необходимость:
1) подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, которые находятся на таких земельных участках, к сетям инженерно-технического обеспечения;
2) эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений, реконструкции, капитального ремонта их частей;
3) размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.
При этом, в границах публичного сервитута может находиться как весь земельный участок, так и его часть.
На каких условиях должен устанавливаться публичный сервитут? При его установлении должны быть соблюдены условия, наименее обременительные для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
При переходе прав на земельный участок, обременение публичным сервитутом сохраняется, так же как сохраняются и условия его осуществления.
На какой срок устанавливается публичный сервитут? В общем случае срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута.
Как прекратить действие публичного сервитута? Публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпала в нем необходимость.
Также публичный сервитут считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек его срок. Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется.
Кроме этого, публичный сервитут можно прекратить в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка, к примеру, в случае, когда его установление препятствует использованию такого участка.
Предусмотрена ли плата за установление публичного сервитута? Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, а в случае существенного затруднения в пользовании участком из-за публичного сервитута - и от установившего его органа государственной власти или органа местного самоуправления.
На безвозмездной основе публичный сервитут устанавливается в следующих случаях:
1) в целях устройства пересечения автомобильных дорог и железнодорожных путей;
2) в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц;
3) в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут.
«Для того, чтобы грамотно использовать свою недвижимость и распоряжаться ею, всем правообладателям земельных участков необходимо знать, в том числе, и правила установления публичного сервитута», - резюмировала заместитель директора - главный технолог филиала ППК «Роскадастр» по Республике Коми Наталья Стенина.
Управление Росреестра по Республике Коми.